Лаб. 1
3. Вычислите и занесите в таблицу среднее значение промежутка времени $\langle t\rangle$.
$\langle t\rangle = \frac{1,79 + 1,62 + 1,62 + 1,69 + 1,62}{5} = 1,668 ≈ 1,7$
4. Вычислите абсолютную случайную погрешность при каждом измерении и среднее значение $Δt_{случ}$ при пяти измерениях.
$Δt = |1,79 - 1,68| = 0,11$
$Δt = |1,62 - 1,68| = 0,06$
$Δt = |1,62 - 1,68| = 0,06$
$Δt = |1,69 - 1,68| = 0,01$
$Δt = |1,62 - 1,62| = 0,06$
$\langle Δt\rangle = \frac{0,11 + 0,06 + 0,06 + 0,01 + 0,06}{5} = 0,06$
5. Определите максимальное значение случайной погрешности. Результаты вычислений занесите в таблицу.
$$Δt = 3 · 0,06 = 0,18$$
6. Определите и занесите в таблицу значение абсолютной систематической погрешности.
$$Δt = 0,05 с + 0,05 с = 0,1 с$$
7. Вычислите и занесите в таблицу значение абсолютной погрешности Δt прямых измерений промежутка времени.
$$Δt = 0,18 + 0,1 = 0,28$$
8. Вычислите и занесите в таблицу значение относительной погрешности ε прямых измерений промежутка времени $t$.
$$ε= \dfrac{0,28}{1,7} · 100\% = 16\%$$
9. Запишите окончательный результат измерений в интервальной форме.
$t = (1,7 ± 0,28) с;$ $ε = 16\%$
$$№$$ | $$t$$ | $$Δt_{случ}$$ | $$Δt = k$$ | $$Δt_{сист}$$ | $$Δt$$ | $$ε_t$$ |
$$1$$ | $$1,79$$ | $$0,11$$ | $$0,18$$ | $$0,1$$ | $$0,28$$ | $$16$$ |
$$2$$ | $$1,62$$ | $$0,06$$ | ||||
$$3$$ | $$1,62$$ | $$0,06$$ | ||||
$$4$$ | $$1,69$$ | $$0,01$$ | ||||
$$5$$ | $$1,62$$ | $$0,06$$ | ||||
Ср. | $$1,7$$ | $$0,06$$ |
10. Ответьте письменно на контрольные вопросы
1.
Потому что несовершенство измерений приборов не позволяют это сделать, а также из-за округления чисел при подсчётах.
2.
Нет. Из-за большего градуса шарику понадобится больше времени для движения. Чем меньше времени тратит шарик, тем меньше погрешность.
3.
$\langle t\rangle = \dfrac{t_1+t-2+t_3}{3}$
$ε_t=\dfrac{Δt}{\langle t\rangle}=\dfrac{Δt_{сист}}{\langle t\rangle}$ или $ε_t=\dfrac{Δt_{сист}}{t_1}$
Ответ: $Δt_{сл}=0;$ $Δt_{сист}=Δt_{пр}+Δt_{отсч};$ $ε_t=\dfrac{Δt_{сист}}{t_1}.$
Выводы: научился определять абсолютную и относительную погрешность прямых измерений, представлять измерения в интервальной форме.