§ 4. -5. Общественно-политическое движение в первой половине XIX в. Изменения в политике российского правительства

1. Составьте в тетради сравнительную таблицу «Общественно-политическое движение в Беларуси в первой трети XIX в.». Сделайте вывод о том, как изменились требования его участников и какие из них соответствовали интересам белорусского народа. Воспользуйтесь методической рекомендацией на с. 153 учебного пособия.

Признаки для сравнения

Требования (цели)

Методы (тактика) деятельности

Итоги деятельности

Тайные студенческие организации

Стремление к всенародному просвещению и общественно полезной деятельности. Требование равенства и свободы, вплоть до ликвидации крепостного права и наделения народов правом независимого существования.

Совершенствование свои научные знания и литературно-художественные

способности, заслушивание и обсуждение научных докладов и литературных произведений.

Пропаганда идей равенства и свободы.

Вышел указ о запрете тайных

обществ, происходили аресты. Жителям Литвы и Беларуси не разрешалось учиться

в некоторых зарубежных университетах. У чиновников бралась подписка о неучастии в тайных обществах.

Организации декабристов

Борьба против самодержавия.

Смена власти.

Восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г., т. е. с включением в ее состав польских, белорусских,

литовских и части украинских земель.

Неудачная попытка поднять вооруженное

восстание в декабре 1825 г. с целью смены власти.

В 1823 г. был разработан

бобруйский план восстания.

Подготовка восстания против царских властей с помощью польского «Патриотического общества».

24 декабря 1825 г. сорвана церемония присяги на верность Николаю I среди солдат Литовского отдельного корпуса, размещенного в районе Белостока.

В связи с неподготовленностью и разногласиями между руководителями восстания

бобруйский план не был осуществлен. А крепость стала

местом заключения некоторых декабристов.

Организаторы неудачных восстаний были сосланы в Сибирь.

Шляхетские повстанцы

1830—1831 гг.

Восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г.

Создан Виленский центральный

повстанческий комитет.

Шляхта каждого уезда выбирала свое правительство

и командующего войсками. Эти правительства приводили население к присяге, объявляли рекрутский набор, издавали воззвания.

Кульминацией событий стала битва за Вильно 19 июня 1831 г., в которой повстанцы были разбиты правительственными войсками.

«Демократическое общество»

Отмена крепостного права.

Пропаганда идей дружбы народов в борьбе против самодержавия, выступления за освобождение крестьян и наделение их землей.

Спустя три года активных участников общества арестовали

и сослали солдатами в действующую армию на Кавказ.

Вывод: Характер общественно-политического движения в Беларуси в первой трети XIX в. менялся в зависимости от событий, происходящих в этот период. События 1812 г., влияние французских просветителей выявили необходимость выработки и достижения своих социальных и национальных идеалов. Если вначале требования общественно-политического движения в Беларуси носили просветительский характер, то со временем он стал пропагандистским. Участники организаций проводили восстания против существующей власти. Несмотря на то, что неудачные попытки строго наказывались, движение приобретало все более антикрепостнический характер. Интересам белорусского народа соответствовали, прежде всего, требования отмены крепостного права и наделения их землей.

2. В чем заключались причины неудач участников общественно-политического движения Беларуси в первой половине XIX в.?

Основными причинами неудач участников общественно-политического движения Беларуси в первой половине XIX в. являются: оторванность их от низших сословий (революционеры хотя и сочувствовали крестьянам, но не считали их реальной силой и не опирались на них в своей деятельности); проблемы в организации тактики действий; незаинтересованность крестьян воевать в силу принудительного характера набора их в повстанческие отряды; фактическое игнорирование некоторыми организациями надежд крестьян на получение свободы и собственной земли; незаинтересованность вопросом о государственности Беларуси и Литвы; активное подавление ведущейся деятельности органами власти.

3. Объясните причинно-следственную связь между следующими историческими событиями: восстание 1830—1831 гг. → проведение «разбора» шляхты и конфискация ее имений. Используйте методическую рекомендацию на с. 153—154 учебного пособия.

Используйте методическую рекомендацию на с. 153—154 учебного пособия.

 

Шляхта, особенно мелкая шляхта, служила благоприятной средой и основной движущей силой восстания 1830—1831 гг., мечтала о восстановлении Речи Посполитой в границах 1772 г. Восстание 1830—1831 гг. привело к проведению «разбора» шляхты и конфискация ее имений, что явилось необходимостью предотвращения возможных шляхетских выступлений в дальнейшем. В результате данных действий количество шляхты значительно уменьшилось, многие из них были сданы в рекруты или переселены в пограничные районы Российской империи.

4. Определите, в чем заключался патриотизм Игнатия Домейко, написавшего в своем письме из Чили Адаму Мицкевичу: «Конечно же, переродиться я никогда не смогу и надеюсь на Бога, что я — либо в Кордильерах [самые протяженные на Земле горы в Северной и Южной Америке], либо в Понарах [лесной пригород Вильно] — все равно умру литвином…»

Всю свою жизнь Игнат Домейко посвятил служению своему народу, белорусской науке, истории и культуре. Он принимал участие в восстании 1830—1831 гг. После его подавления был изгнан из страны, с 1838 г. жил в Чили. Кроме того, что он вел активную научно-исследовательскую деятельность, совершал экспедиции, создал этнографический музей, большое внимание он уделял образованию в этой стране. Домейко реорганизовал всю систему обучения в Чили. Причем, за образец им была взята система образования в Беларуси. Сейчас его помнят и любят как в Чили, так и в нашей стране. Неважно, что большую часть жизни он пробыл в другой стране, важно то, какое наследие он после себя оставил.