§ 2. -3. Беларусь в период Отечественной войны 1812 г.

1. Объясните понятие автономия, использованное в «плане Огинского». Какой политический расчет имел Михал Клеофас Огинский?

Автономия, согласно «плана Огинского», — право на внутреннее самоуправление, которое должно было предоставляться возрожденному ВКЛ. Основной политический расчет Михаила Клеофаса Огинского состоял в том, чтобы восстановить в составе Российской империи Великое Княжество Литовское и не допустить восстановления былой Речи Посполитой Наполеоном.

2. Расскажите, используя картосхему на с. 13 учебного пособия и карты в атласе, об оборонительных и наступательных боях российской армии на территории Беларуси во время войны 1812 г.

Российское командование планировало остановить армию Наполеона на оборонительной линии, создаваемой вдоль рек Западная Двина — Березина — Днепр. Там еще до войны строились крепости и укрепления. 1-я и 2-я Западные армии располагались около Вильно и Волковыска. После того как 12 июня 1812 г. армия Наполеона ворвалась в пределы Российской империи, они отступали от западных границ с целью соединения. В июне-июле российские войска вели жестокие бои под Кобрином, Миром, Салтановкой, Островном, Полоцком. Территория Беларуси стала ареной военных действий. 1-я и 2-я российские армии смогли объединиться только под Смоленском, откуда после битвы продолжали отступать, сберегая основные силы. Во время отступления российские войска использовали так называемую скифскую тактику, или тактику «выжженной земли». Ее сущность заключалась в том, что на территориях, оставляемых противнику, уничтожались все пищевые и прочие ресурсы.

 

Первой значительной победой российских войск в войне 1812 г. стала битва под Клястицами возле Полоцка. Четырехмесячную осаду наполеоновских войск выдержал гарнизон Бобруйской крепости. Здесь 2-й армией командовал генерал Петр Иванович Багратион. Крестьянское сопротивление также внесло большой вклад в победу в войне 1812 г.

3. Представьте себя на месте Адама Мицкевича, которому на момент начала боевых действий войны 1812 г. было 13 лет. Подумайте, каким могло быть его отношение к наполеоновской армии и российским войскам. Кого из них он поддержал бы? Используйте следующие строки из поэмы Мицкевича «Пан Тадеуш»: И повторяют все с восторгом умиленным: «С Наполеоном Бог, и мы с Наполеоном». Перевод С. Мар Свой ответ обоснуйте. Воспользуйтесь методической рекомендацией «Как моделировать свое поведение в условной исторической ситуации» на с. 155 учебного пособия.

Три раздела Речи Посполитой, по сути, стерли Польское государство с политической карты Европы. Население Польши наполеоновской эпохи находилось в подавленном состоянии из-за таких негативных для них перемен, но не теряло надежд на восстановление государственной независимости. Учитывая обещания Наполеона вернуть независимость полякам и восстановить былую Речь Посполитую, его образ был отражен и романтизирован в творчестве многих писателей. Адам Мицкевич явился подлинным создателем культа Наполеона в польской литературе. Как известно, поэт был настоящим патриотом и призывал народ к восстановлению независимости. Он возлагал большие надежды на Наполеона и искренне верил, что он освободит их от гнета Российской империи и возродит старую Польшу. Поэма «Пан Тадэуш» носит патриотический замысел и отразила отношение Адама Мицкевича к событиям 1812 года, изображаемым как время радостных надежд, охвативших тогда многих жителей Польши. Строки из поэмы «С Наполеоном Бог, и мы с Наполеоном» лишь подчеркивают силу его веры в армию Наполеона и ее скорой победы, что вернет народу их прежнее независимое государство.

4. Объясните, почему события войны 1812 г. на территории Беларуси получили название «От Купалы до Коляд».

События войны 1812 г. на территории Беларуси получили название «От Купалы до Коляд», т.к. армия Наполеона на территорию современной Беларуси ступила летом, а война завершилась зимой, накануне Рождества.

5. Определите, пользуясь выдержкой из художественной повести В. Пикуля о Я. Кульневе, в чем проявился его патриотизм. «…Близился год 1812… “Ежели, — говорил он в те дни, — паду от меча неприятельского, то паду славно, почитая себе за счастие каплей крови последней жертвовать защите Отечества!”… с тревогой оглядывая родные места, затянутые дымом от сгоревшего пороха: “…какая тоска гложет сердце. Ведь это моя Родина! Неподалеку отсюда есть постоялый двор в Клястицах, где… родила меня матушка…”»

Яков Кульнев, кавалерийский генерал, был истинным патриотом. Он командовал армией в битве под Клястицами в 1812 г., которая стала первой победой российских войск. Погиб он в этой битве, под Клястицами, от ядра, которое оторвало ему обе ноги. Даже лежа с оторванными ногами и понимая, что скоро истечет кровью и умрет, он не хотел, чтобы враг узнал о такой крупной потере российской армии. Он сорвал с мундира все свои ордена и завернулся в шинель простого солдата. Ему не были важны ни награды, ни звания – он хотел умереть как простой рядовой. Умирая, он думал о Родине, о родном доме.

6. Составьте в тетради сравнительную таблицу «Отношение к наполеоновским войскам различных слоев населения Беларуси». Сделайте вывод о характере войны 1812 г. для разных сословий. Воспользуйтесь методической рекомендацией на с. 153 учебного пособия.

 

Признаки для сравнения Шляхта и магнаты Крестьяне

Реакция на обещания Наполеона

Многие торжественно приветствовали наполеоновские войска, т.к. они надеялись на восстановление с его помощью Речи Посполитой Часть белорусских крестьян имела положительную реакцию, т.к. надеялась, что Наполеон отменит крепостное право

Действия по отношению к наполеоновским войскам

Часть сословия продолжало поддерживать наполеоновские войска и всячески им содействовать, а часть утратило надежду на положительные перемены в результате политики Наполеона и отказывалась обеспечивать его всем необходимым, включая пополнения «Великой армии» рекрутами.

После решения Наполеона сохранить крепостное право в Литве и Беларуси до конца войны было вызвано недовольство белорусских крестьян. Они стали отказываться от выполнения своих феодальных повинностей. Они начали нападать на местных помещиков, противодействовать заготовительным командам с целью защиты своего имущества. Создавались отряды народной самообороны

Вывод: В результате боевых действий 1812 г. больше всего пострадали крестьянское и мещанское сословия, поскольку им нужно было обеспечивать всем необходимым армии обеих сторон. В начале войны многие крестьяне возлагали надежду на армию Наполеона, что с его приходом и дальнейшей победой будет отменено крепостное право, что сделало бы их свободными. Часть представителей шляхты и магнатов также верила, что грядут положительные перемены. Они надеялись, что с помощью Наполеона будет восстановлена Речь Посполитая и они будут наделены большими привилегиями. Однако, спустя время, многие из тех, и других стали понимать, что император Франции не выполняет свои обещания и их жизнь не становится легче и, наоборот, появляются новые условия и обязанности, ухудшающие их положение. Число сторонников «Великой армии» значительно сократилось. Стали образовываться районы крестьянского сопротивления, что, в свою очередь, оказывало содействие российской армии и внесло большой вклад в победе над Наполеоном.

 

 

7. Определите, о чем свидетельствовали слова помещика — владельца крестьян деревни Жарцы: «Вот вам французы, вот вам вольность, вот вам крест».

Крестьяне деревни Жарцы после войны стали считать себя свободными и отказались идти на барщину. Тогда местный помещик выпорол их розгами, приговаривая: «Вот вам французы, вот вам вольность, вот вам крест». Крестьяне напрасно надеялись, что с приходом Наполеона будет отменено крепостное право.

8. Представьте себя в роли солдата-рекрута из белорусских губерний в составе российской армии. Каким могло бы быть ваше отношение к исполнению воинских обязанностей во время войны 1812 г.? Свой ответ обоснуйте. Используйте методическую рекомендацию «Как моделировать свое поведение в условной исторической ситуации» на с. 155 учебного пособия.

Полагаю, что никто из нас не хотел бы оказаться на месте солдата-рекрута из белорусской губернии в составе российской армии. Это очень сложно представить, каково приходилось человеку того времени, обрекаемому на 25-летнюю службу вдали от дома, не имея возможности жить обычной жизнью со своей семьей и растить детей. Это трагедия не только для него лично, но и для всей его семьи. Будучи на месте солдата-рекрута, мое отношение к исполнению воинских обязанностей во время войны 1812 г. было бы резко негативным. С одной стороны, необходимо воевать на стороне тех, кто установил крепостное право, а с другой, неизвестно, вернешься ли вообще когда-нибудь домой. Еще один тяжелый психологический момент – это осознание того, что если и удастся выжить, то вернешься к семье уже пожилым и инвалидом.

9. Проведите исследование по одной из следующих тем: «Белорусские рекруты в событиях Отечественной войны 1812 г.»; «Отражение событий Отечественной войны 1812 г. на территории Беларуси в творчестве белорусских художников первой половины XIX в.». Подготовьте сообщение о результатах исследования для выступления на уроке обобщения.

Для ответа на данный вопрос необходимо проявить творческий подход самостоятельно.