§ 1. Положение белорусских земель в составе Российской империи в конце XVIII — начале XIX в.

1. Перечислите новые явления в жизни населения Беларуси после ее присоединения к Российской империи.

Первоначально российское правительство считалось с существенными особенностями правового положения населения присоединенных земель. Местные жители имели возможность занимать административные должности. Однако на пост губернатора могли назначаться только чиновники, верой и правдой служившие царскому правительству. Среди различных сословий российское правительство выделяло, прежде всего, шляхту. Шляхте давались права российского дворянства.

 

Значительная часть белорусского крестьянства после вхождения белорусских земель в состав Российской империи становилась собственностью российских помещиков и чиновников. Новые владельцы могли их продать, переселить в другое место. В Беларуси вместо прежней подати с каждого двора стали брать подать с каждой души мужского пола. В белорусских губерниях вводилась неведомая доселе рекрутская повинность. Лиц мужского пола —  представителей крестьянского и мещанского сословий —  стали призывать на 25-летнюю воинскую службу в российскую армию (с 1834 г. —  на 20 лет). В Беларуси отменялось магдебургское право. На города и местечки, ставшие центрами уездов, распространялась система российского городского управления. Жители прочих местечек приравнивались к крестьянам и даже раздавались частным владельцам. Для еврейского населения в 1794 г. была определена черта еврейской оседлости, включавшая белорусские и часть украинских губерний. При этом, евреи имели право заниматься только торговлей и ремеслами.

2. Охарактеризуйте положение крестьянства после включения белорусских земель в состав Российской империи

После включения белорусских земель в состав Российской империи правовое и имущественное положение крестьянства значительно ухудшилось. Это связано с тем, что значительная часть белорусского крестьянства становилась собственностью российских помещиков и чиновников. Новые владельцы могли их продать, переселить в другое место. Крестьяне не имели права жаловаться на господ, их имущество не было защищено. Белорусские крестьяне, как и другие податные сословия, интересовали власти Российской империи, прежде всего, с точки зрения пополнения доходов казны. В Беларуси вместо прежней подати с каждого двора стали брать подать с каждой души мужского пола. В белорусских губерниях вводилась рекрутская повинность. Лиц мужского пола стали призывать на 25-летнюю воинскую службу в российскую армию (с 1834 г. —  на 20 лет), что являлось настоящей трагедией для крестьянина и его семьи.

3. Определите, о каком явлении поется в народной песне.

Цёпла восень і з дажджом,

Мы ў Расеюшку пайдзём.

Мы набяром малайцоў

Ад матушкаў, ад атцоў,

Ад жоначак маладых,

Ад дзетушак маленькіх…

Ох, пайдзём мы на сражэнне…

В данной народной песне идет речь о таком явлении, как рекрутская повинность. Лиц мужского пола — представителей крестьянского и мещанского сословий — стали призывали на 25-летнюю воинскую службу в российскую армию (с 1834 г. — на 20 лет). Призывали по одному человеку от определенного числа душ (с конца XVIII в. — от 200, с 1820 г. — от 125 душ мужского пола). Призыв одного из сыновей на рекрутскую (военную) службу становился трагедией для крестьянина и его семьи. За 25-летний срок после участия в войнах (которые в этот период случались не реже чем раз в 20 лет) солдаты утрачивали связь с родными. А если и возвращались домой, то пожилыми и инвалидами.

4. Объясните причинно-следственную связь между следующими историческими явлениями: введение черты еврейской оседлости → увеличение количества евреев в составе населения белорусских городов. Воспользуйтесь методической рекомендацией на с. 153—154 учебного пособия.

После введения в 1794 г. черты еврейской оседлости произошло увеличение количества евреев в составе населения белорусских городов. Это обусловлено тем, что евреи имели право заниматься только торговлей и ремеслами и поэтому селились преимущественно в городах и местечках, где они имели больше возможностей для организации их трудовой деятельности.