Упр. 10. стр. 58-59

1. Почему при надевании свитера он прилипает к рубашке? Почему спустя некоторое время прилипание исчезает?

При трении свитер электризует рубашку. Т.к. человеческое тело является проводником, то постепенно весь избыточный заряд переходит с рубашки в землю.

2. На рисунке 96 изображена часть установки для изучения электрических явлений. При передаче металлическому стержню АВ заряда хлопчатая нить СD отклонялась и ее конец перемещался по шкале F. Что измерял этот прибор?

Эта установка измеряет количество электрического заряда.

3. Каким простым способом можно разрядить электроскоп, т. е. убрать с прибора ранее полученный им заряд?

Для этого нужно прикоснуться к нему рукой — и заряд уйдёт в руку.

4. Два заряженных проводящих шара соединили проводником. Как распределится между ними заряд, если шары одинакового размера и изготовлены из одного и того же металла?

Заряд будет перераспределяться, пока не сравняются потенциалы шаров — в итоге заряд поделится поровну.

5.

Как можно уменьшить электрический заряд на проводящем теле (металлическом шарике) ровно вдвое? В четыре раза?

Соединим заряженный шарик с таким же незаряженным шариком. Заряд при этом распределяется поровну между шариками. При новом соприкосновении с незаряженным таким же шариком останется четвёртая часть заряда.

6.

Почти до конца XVIII в. считали, что металлические и влажные тела не электризуются при трении. На чем было основано это неверное мнение?

При электризации тел во влажном воздухе на их поверхности образуется проводящая плёнка воды, по которой стекает заряд на любое соприкасающееся тело. В проводниках заряд не может остаться там, где он возник, т.к. при хорошей электропроводимости переходит через всю поверхность на другие соприкасающиеся с данным телом предметы.

7.

Почему на некоторых производствах (прядильных, полиграфических) искусственно поддерживают высокую влажность воздуха?

Нити на гребнях чесальных машин чесальных машин электризуются и прилипают к гребням. Высокая влажность способствует разряду наэлектризованных тел.

8.

Проводящим шарикам А и В сообщили равные разноименные заряды, а затем, предварительно разрядив шарики, — такие же одноименные заряды. Будут ли силы притяжения шариков в первом случае равны силам отталкивания шариков во втором?

Разноимённые заряды на шариках A и B располагаются ближе, чем одноимённые заряды на шариках C и D. Следовательно, силы отталкиваются шариков C и D меньше сил притяжения между шариками A и B.

9.

Можно ли наэлектризовать металлическую ложку? Как?

Можно, если металлическую ложку закрепить в изолирующем штативе.

10.

На рисунке изображен заряженный электроскоп и его состояние после того, как его шарика коснулись: а) положительно заряженной палочкой; б) отрицательно заряженной палочкой. Какого знака заряд был на электроскопе изначально?

Если коснуться шарика заряженного электроскопа:

а) положительно заряженной палочкой, то заряд электроскопа уменьшится, так как угол расхождения лепестков электроскопа уменьшится. Следовательно, электроскоп изначально заряжен отрицательным зарядом;

б) отрицательно заряженной палочкой, то угол расхождения лепестков электроскопа увеличится. В этом случае отрицательно заряженному электроскопа посредством палочки добавлен отрицательный заряд.

11.

Два висящих на нитях шарика, несущие заряд, сначала притянулись, а затем разошлись на некоторый угол. Как можно объяснить данное явление?

Два висящих на нитях шарика притянулись, следовательно, они были заряжены разноимёнными зарядами. Если после соприкосновения они разошлись на некоторый угол, то один из шариков имел больший заряд. Этот избыточный заряд разделился между двумя шариками, а тела, обладающие зарядами одного знака, отталкиваются.

12.

При движении автомобиля в сухую погоду вследствие трения шин об асфальт накапливается большой электрический заряд. Какую роль в автомобиле, перевозящем огнеопасные жидкости, играет прикрепленная металлическая цепь, волочащаяся по асфальту?

Прикреплённая к автомобилю металлическая цепь, волочащаяся по асфальту, служит в качестве заземления. По цепи в землю стекает заряд, накопившийся вследствие трения шин об асфальт.

13.

Как, используя эбонитовую палочку, кусок меха и два электрометра, экспериментально определить, проводником или диэлектриком является кожаный ремень?

Эбонитовая палочка, потертая о мех, приобретает отрицательный заряд. Если на стержни электрометров натянуть кожаный ремень и коснуться заряженной эбонитовой палочкой стержня одного их электрометров, то стрелка электрометра, стержня которого коснулись, отклонится, а стрелка второго электрометра останется в покое. В этом случае заряд не переходит на второй электрометр. Следовательно, кожаный ремень является диэлектриком.