Итоговое
1. Дайте характеристику коренных изменений в демографической, экономической, политической и духовной жизни Западной Европы и США при переходе от традиционного общества к обществу индустриальному.
Демографически население увеличилось с 900 млн до 1,5 млрд человек, частично за счет европейской эмиграции. Экономически произошел переход к индустриальной цивилизации, с развитием машинного производства и капиталистических экономических отношений. Политические изменения выразились в стремлении к демократии, хотя это не решило проблемы бедности и привело к возникновению социалистического движения. Духовно общество стало ориентироваться на научно-технические достижения и идею господства над природой, что ознаменовалось стремлением к модернизации и изменению действительности.
2. Как вы думаете, можно ли утверждать, что история XIX в. — это история рождения и развития индустриального общества в процессе модернизации? Почему?
Да, можно утверждать. Этот период ознаменовался крупнейшими изменениями в экономике, социальной структуре, технологиях и культуре, которые легли в основу перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Массовое производство, механизация труда, урбанизация, развитие транспорта и связи способствовали формированию нового типа общества и культуры.
3. Выскажите суждение о последствиях процесса преобразования традиционной аграрной цивилизации в цивилизацию индустриальную, или машинную, с точки зрения европейца или американца и с точки зрения жителя Востока.
Для европейцев и американцев индустриализация означала экономический рост, улучшение уровня жизни и социальные реформы, но также и усиление социальных противоречий и эксплуатацию рабочих. Для жителей Востока это могло быть воспринято как угроза традициям и начало экономической зависимости, хотя в некоторых случаях, как в Японии, стимулировало успешную модернизацию и рост национальной мощи.
4. Назовите общественно-политические учения, распространенные в обществе XIX в. Интересы каких слоев населения они выражали? С идеями какого из этих учений вы можете согласиться?
В XIX веке в Европе главными общественно-политическими учениями были либерализм и социализм. Либерализм отражал интересы буржуазии, а социализм – рабочего класса. Я согласен с идеями либерализма, поддерживающими свободу личности и равенство перед законом, но также ценю социалистическое стремление к социальной справедливости.
5. Чем были вызваны революционные потрясения в эпоху модернизации? Какую роль сыграли революции в разрешении социальных противоречий? Какие пути разрешения социальных противоречий, на ваш взгляд, наиболее предпочтительны? Свой ответ аргументируйте.
Причины. Революции эпохи модернизации были вызваны экономическим кризисом, ухудшением жизни бедных и стремлением к власти со стороны буржуазии и рабочего класса.
Роль. Революции способствовали реформам и политическим свободам, создавая основу для прогресса.
Мирные реформы и социальный диалог считаю предпочтительными для разрешения противоречий, так как они обеспечивают устойчивые изменения без насилия.
6. Сравните историю развития стран Востока и Запада в период Нового времени. Подумайте, почему Африка и значительная часть Азии попали в колониальную зависимость от европейских держав.
Страны Запада пережили промышленную революцию и технический прогресс, в то время как страны Востока сохраняли аграрный уклад и технологическое отставание, что и привело их к колониальной зависимости от западных держав.
7. Как связаны между собой рост национализма и проведение агрессивной политики? Приведите примеры из истории отдельных стран.
Рост национализма часто сопровождается агрессивной политикой из-за стремления к расширению влияния нации. Примеры: нацистская Германия и фашистская Италия.
8. Первая мировая война была результатом острых противоречий, возникших между ведущими европейскими странами. Многие историки считают, что в ее развязывании в первую очередь была виновна Германия. А как считаете вы?
Германия играла ключевую роль в развязывании Первой мировой войны. Ее агрессивная внешняя политика, стремление укрепить свои позиции в Европе, образование Тройственного союза и последующие ультиматумы России и Бельгии непосредственно способствовали началу военных действий. Однако со временем стало ясно, что в развязывании войны в той или иной степени виновны все главные ее участники.
9. Чем Первая мировая война отличалась от всех предыдущих войн в истории человечества? Свою точку зрения подтвердите конкретными фактами. При ответе используйте карты.
Первая мировая война отличалась применением принципиально нового оружия — тяжелых орудий, пулеметов, танков, боевых самолетов, отравляющих газов и подводных лодок. Это значительно расширило границы военных действий и увеличило количество убитых и раненых. Всего в годы войны погибло около 10 млн человек, около 55 млн человек получили ранения.
10. Как, на ваш взгляд, Первая мировая война повлияла на жизнь людей в воюющих странах? Подготовьте сообщение (презентацию) о конкретном человеке, который перенес все тяготы и ужасы тех страшных событий. Используйте дополнительные источники информации.
Первая мировая война оказала огромное влияние на жизнь людей в воюющих странах. Бессмысленная гибель людей, ухудшение экономического положения, ограничение демократических прав и свобод — все это стало реальностью для миллионов. Введение карточной системы в Германии, обязательной воинской повинности в Великобритании, экономический кризис во Франции, революционные события в России — эти события коренным образом изменили жизнь населения, привели к политическим изменениям и обострению социальных противоречий.
11. Дэвид Ллойд Джордж, британский премьер-министр в годы Первой мировой войны, в 1939 г. писал: «Идеалом Германии является и всегда была война, быстро доводимая до конца… В 1914 г. планы были составлены точно с такой же целью, и они чуть-чуть не были достигнуты, если бы не Россия… Если бы не было жертв со стороны России в 1914 г., то немецкие войска не только захватили бы Париж, но их гарнизоны по сие время находились бы в Бельгии и Франции». Согласны ли вы с такой оценкой роли Восточного фронта в Первой мировой войне?
Да, согласен. Вход российских войск в Восточную Пруссию и их активные действия, несмотря на поражение под Танненбергом, отвлекли внимание немецких сил от Западного фронта. Это помогло союзникам на западе перегруппироваться и в итоге остановить продвижение немецких войск к Парижу. Жертвы и действия России на Восточном фронте сыграли значительную роль в ходе войны.
12. Обсудите с одноклассниками знания, полученные вами при изучении второго периода истории Нового времени. Какие из них вы считаете для себя особенно полезными и почему?
Для меня полезными оказались знания о причинах и последствиях мировых войн, поскольку они помогают понять современные международные отношения и значение мира.