Раздел IV
1. Составьте ментальную карту или развернутый план ответа на тему «Страны Азии и Африки в XIX — начале XX в.». Результаты работы представьте одноклассникам.
I. Введение
– A. Значение XIX — начала XX в. для стран Азии и Африки
– B. Общий контекст эпохи: колониализм и борьба за независимость
II. Япония
– A. Политическое устройство и социальная структура до революции 1868 г.
–– 1. Власть сёгунов и феодальное устройство
–– 2. Социальные сословия: самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы
– B. Мэйдзи Реставрация
–– 1. Влияние западных держав и «открытие» Японии
–– 2. Свержение сёгуната и восстановление власти императора
–– 3. Реформы Мэйдзи и модернизация страны
–– 4. Итоги и значение эпохи Мэйдзи
III. Китай
– A. Политика самоизоляции и ее последствия
– B. Вторжение западных держав и «опиумные» войны
– C. Тайпинское восстание и его исход
– D. Реформаторское движение и «Сто дней реформ»
– E. Восстание ихэтуаней и его последствия
– F. Революция 1911—1913 гг. и свержение монархии
IV. Индия
– A. Колониальное управление Великобритании
– B. Антиколониальное восстание 1857—1859 гг.
– C. Экономические изменения и появление национальной буржуазии
– D. Индийский национальный конгресс и борьба за независимость
V. Мусульманский мир
– A. Влияние европейских держав на Иран и Афганистан
– B. Османская империя: попытки реформ и Младотурецкая революция
– C. Культурные и социальные изменения в мусульманском мире
VI. Африка
– A. Исследование и начало колонизации Африки
– B. Берлинская конференция и раздел Африки
– C. Сопротивление колониальному режиму
–– 1. Война в Эфиопии и победа над Италией
–– 2. Англо-бурская война и ее последствия
VII. Заключение
– A. Влияние колониализма на развитие стран Азии и Африки
– B. Борьба за независимость и национальное самосознание
– C. Последствия для современного мира
2. Основу социальной структуры Японии начала XIX в. составляли четыре сословия: крестьяне (80% населения страны), самураи, ремесленники, торговцы. Вершину общественной иерархии занимали даймё — князья, сёгун — «великий полководец», или правитель, и микадо — император. Самым большим экономическим и политическим могуществом обладал сёгун. Ему принадлежало более 30% всей земли и 25 % всего урожая риса — главного богатства Японии, мерила всех доходов. Проанализируйте эти данные. Сравните социальную структуру японского общества с социальной структурой России и стран Запада. Определите в них общее и особенное.
Социальная структура Японии начала XIX в. характеризовалась четким делением на сословия, с верхушкой в виде даймё, сёгунов и императора. В России также существовало сословное деление (дворяне, купцы, крестьяне, духовенство), но верховная власть была сосредоточена в руках императора (царя). В странах Запада к XIX в. формировалось буржуазное общество с промышленниками, буржуазией, рабочим классом. Особенностью Японии было отсутствие класса промышленников и буржуазии до реформ Мэйдзи, а также сохранение феодальных отношений.
3. Дайте характеристику эпохи правления японского императора Муцухито (хронологические рамки, под каким названием вошла в историю, император как личность, характеристика и значение осуществленных преобразований, итоги правления, оценка деятельности историками).
Эпоха правления императора Муцухито (1867–1912) получила название «Мэйдзи», или «просвещенное правление». Император Муцухито был выдающейся личностью, под его руководством Япония прошла путь модернизации, превратившись из феодального государства в капиталистическую страну. Реформы Мэйдзи затронули все аспекты жизни: были упразднены сословия, создана регулярная армия, введена конституция. Итоги этого периода — превращение Японии в одну из ведущих мировых держав. Историки оценивают эпоху Мэйдзи как время глубоких и успешных преобразований.
4. Раскройте причины и последствия политики самоизоляции Китая.
Причины: стремление сохранить традиционный уклад жизни, избежать внешнего влияния и контроль над внешней торговлей.
Последствия: отставание в технологическом развитии, утрата контроля над своими территориями и внешней торговлей, насильственное «открытие» Китая западными державами, что привело к установлению неравных договоров и усилению внешнего давления.
5. Систематизируйте в таблице материал о народных восстаниях в Индии и Китае. Определите их общие и специфические черты.
Вопросы для сравнения | Восстание сипаев в Индии (1857—1859) | Тайпинское восстание в Китае (1850—1864) |
Причины восстания | Недовольство колониальным управлением и слухи о насильственном обращении в христианство | Недовольство властью династии Цин, социальное и экономическое угнетение |
Состав участников | Сипаи, часть феодальной знати | Крестьяне, часть низшего духовенства |
Против кого направлены | Против английских колонизаторов | Против маньчжурской династии Цин |
Цели восстания | Изгнание англичан, восстановление власти могольского императора | Свержение династии Цин, провозглашение «Небесного государства великого благоденствия» |
Причины поражения | Отсутствие единого руководства, разрозненность действий | Военное превосходство правительственных войск, поддержка иностранных держав маньчжурскому правительству |
Общие черты:
– Причины: Оба восстания вызваны социально-экономическими проблемами и давлением иностранных или внутренних угнетателей.
– Участие: Привлекли широкие слои населения, включая солдат и крестьян.
– Религиозный аспект: Имели религиозные оттенки, связанные с защитой или продвижением верований.
– Подавление: Жестоко подавлены правительственными войсками.
Специфические черты:
– Индия: Восстание против внешнего колониального управления Великобритании с целью изгнания англичан и восстановления власти могольского императора. В основном было мятежом сипаев без четкого лидерства.
– Китай: Внутренний кризис и стремление свергнуть династию Цин, создать «Небесное государство». Лидерство и организация были сосредоточены вокруг Хун Сюцюаня.
Вывод: Несмотря на общее стремление к социальной справедливости, восстания отличались по своим целям, организации и итогам, отражая уникальные контексты Индии и Китая.
6. Объясните значение понятий колониализм, самоизоляция, насильственное «открытие», национализм, сипаи, «новые османы».
Колониализм – политика и практика захвата и эксплуатации территорий и народов других стран.
Самоизоляция – политика государства, направленная на ограничение внешних контактов.
Насильственное «открытие» – принудительное установление контактов с изолированными странами.
Национализм – идеология и политика, основанная на приоритете интересов собственной нации.
Сипаи – индийские солдаты, служившие в армии Восточно-Индской компании.
«Новые османы» – сторонники реформ в Османской империи, стремившиеся к модернизации государства.
7. Заполните в тетради последнюю графу таблицы «Положение основных социальных групп Индии до и после ее завоевания Великобританией». Подумайте, какой можно сделать вывод.
Социальные группы | До завоевания | После завоевания |
Феодалы | Абсолютная власть | Потеря власти, утрата земельных владений |
Крестьяне | Наследственное право на землю. Существование сельской общины | Утрата права на землю, усиление эксплуатации и бедности |
Ремесленники | Расцвет ремесла. Появление мануфактур | Массовая безработица, упадок ремесла из-за завоза британских товаров |
Вывод: Завоевание Индии Великобританией привело к социально-экономическим изменениям, ухудшившим положение основных социальных групп населения.
8. Кого вы считаете наиболее значительными историческими деятелями стран Востока XIX — начала XX в.? Подготовьте сообщение (создайте презентацию) об одном из них и представьте одноклассникам.
Император Муцухито (Япония), император Менелик II (Эфиопия), реформатор Кан Ювэй (Китай).
9. Совершите виртуальное путешествие в наиболее привлекательную для вас страну Востока, определите время и цель своего пребывания в этой стране. Представьте маршрут путешествия в творческой форме.
Виртуальное путешествие в Японию эпохи Мэйдзи, 1880 г.
Цель: Исследование культурных и социальных трансформаций Японии в период модернизации.
Маршрут:
1) Токио: Знакомство с современной столицей, где традиция соседствует с инновациями. Встреча с императором, обсуждение реформ.
2) Киото: Погружение в духовный центр с посещением храмов и участие в чайной церемонии.
3) Осака: Осмотр порта и промышленных заводов, демонстрирующих влияние западных технологий.
4) Хоккайдо: Исследование красот севера и знакомство с айнской культурой.
5) Йокогама: Завершение в порту, символизирующем культурное и торговое обмены между Японией и Западом.
Впечатления: Восхищение уникальной способностью Японии к прогрессу, сохраняя при этом свою идентичность. Путешествие дало глубокое понимание эпохи Мэйдзи как времени перемен и новых возможностей.