Разделы II и III
1. Подумайте, к какому типу цивилизаций вы можете отнести Латинскую Америку, Северную Америку, Россию. Аргументируйте свой ответ.
Латинскую Америку, Северную Америку, Россию ХIХ-ХХ веков можно отнести к индустриальному типу цивилизаций. У всех этих стран присутствовали характерные черты цивилизации именно этого типа: промышленный прорыв, пик изобретений и научных открытий, развитие транспорта.
2. Характерными особенностями развития Соединенных Штатов Америки в XIX в. стали: значительное расширение территории государства (с 1776 до 1846 г. она увеличилась в 3 раза); отсутствие сильных противников на континенте; наличие «свободных» земель на западе страны; быстрый рост численности населения, в том числе за счет иммигрантов. Как повлияли эти факторы на ход исторического развития США?
США стали одной из самых влиятельных мировых держав с сильной экономикой.
3. Специфика развития США заключалась в различии укладов Севера, где быстро росла фабричная промышленность, развивались фермерские хозяйства, возникали новые города, в которых осела значительная часть иммигрантов из Европы, и плантаторского Юга, поставлявшего на внутренний и внешний рынок хлопок, табак, сахарный тростник. Какую проблему нужно было решить американцам после завоевания независимости?
После завоевания независимости американцам нужно было решить проблему объединения Севера и Юга с их различными укладами жизни. Необходимо было, чтобы Юг перестал тормозить страну на пути к капитализму и отказался от рабства.
4. Какую роль в противостоянии Севера и Юга играла проблема рабства? Что, на ваш взгляд, было главным в этом противоречии: проблема политического преобладания в Союзе, спор по поводу «свободных» земель на западе или положение темнокожих? Поясните свой ответ. На чьей стороне ваши симпатии: северян или южан?
Проблема рабства играла важную роль в противостоянии Севера и Юга.
На мой взгляд, политические и споры по поводу земель были главным в этом противоречии. Плантаторы не желали терять свою власть, шли споры о статусе вновь приобретённых земель. В последнюю очередь всех интересовало положение темнокожих, которое, возможно, ощутимо улучшилось только в наше время.
Мои симпатии на стороне северян, т.к. я не поддерживаю рабство.
5. В 1862 г., в ходе Гражданской войны в США (1861-1865), был принят так называемый Гомстед-акт, провозгласивший право каждого американца на получение даром или приобретение за небольшую плату земельного надела (гомстеда). Человек, обрабатывавший гомстед в течение пяти лет, становился его собственником. Определите значение этого закона в американской истории. Какое влияние имел закон на ход Гражданской войны?
Этот закон повлиял на политику США в вопросе распределения земель.
Влияние этого закона было и в том, что часть южан стали переходить на северную сторону (чтобы получить гомстед), что вошло в основу победы северян в этой войне.
6. Заполните таблицу «Войны XIX в. в Северной и Латинской Америке».
Параметры для сравнения | Война за независимость испанских колоний в Латинской Америке | Гражданская война в США |
Предпосылки | национальный гнет, ослабление метрополий (Испании и Португалии) в период наполеоновских войн, влияние Войны за независимость североамериканских колоний и Великой французской революции | противоречия между буржуазным Севером и рабовладельческим Югом |
Активные участники | офицеры из креолов-дворян, крестьяне, ремесленники, происходившие из индейцев, темнокожие рабы | Ирвин Мак-Доуэлл, Пьер Борегар, Джозеф Джонстон, генерал Джордж Мак-Клеллан, генерал Ли, генерал Улисс Грант |
Значение | ликвидирован колониальный режим. Все испанские колонии (кроме Кубы и Пуэрто-Рико) завоевали политическую независимость. В освободившихся странах установлен республиканский строй, приняты конституции, в большинстве стран отменено рабство. | ликвидировано рабовладение. Были созданы условия для ускоренного развития промышленного и сельскохозяйственного производства. |
7. Покажите на картосхеме на с. 116 территорию Российской империи в XIX в. Сколько миллионов квадратных километров она составляла? Какие территории были к ней присоединены? С размерами какой колониальной владычицы были сопоставимы ее размеры? Сформулируйте вывод о развитии России в это время. Подумайте, почему она называлась империей.
В первой половине XIX в. Россия присоединила Финляндию, часть Польши, Бессарабию, Закавказье и Северный Кавказ. Территория России увеличилась с 16 до 18 миллионов квадратных километров. К концу XIX века площадь Российской империи увеличилась до 22,4 миллионов квадратных километров (включая Аляску). В 1864 г. был взят Чимкент, в 1865 г. — Ташкент. В 1868 г. к России присоединились Кокандское ханство и Бухарский эмират, был завоеван Самарканд. В 1873 г. было присоединено Хивинское ханство, а в 1884—1885 гг. взятием Кушки завершилось присоединение всей Средней Азии.
Российская империя была сопоставима по площади с Британской колониальной империей.
Россия называлась империей, потому что была многонациональной. Ее население относилось к различным конфессиям.
8. Многонациональность — характерная черта России. В середине XIX в. около 40 % ее населения составляли так называемые инородцы. А. С. Пушкин писал о России как о «семье народов», отмечая, что «лишь в империи россиянин может быть свободным». В. И. Ленин, напротив, считал Россию «тюрьмой народов». Прокомментируйте эти высказывания. Содержится ли в каждом из них, по вашему мнению, доля истины?
Да, в каждом из них содержится доля истины. Во времена Пушкина Россия пыталась сглаживать межнациональные конфликты, если таковые имелись. Во времена же Ленина одним из главных проблемных моментов был национальный вопрос, потому что существовало неравноправие народов, они стремились к самостоятельности.
9. Прусский крестьянин, имевший столько же земли, сколько российский, считался весьма зажиточным. Какие проблемы кроме малоземелья препятствовали эффективному хозяйствованию русского крестьянства после отмены крепостного права?
После отмены крепостного права крестьяне освобождались от крепостной зависимости вместе с землей. Но за это должны были временно отбывать прежние феодальные повинности: выплачивать оброк и отрабатывать барщину. И только потом крестьяне могли выкупить свой земельный участок. Из-за того, что крестьянам приходилось отрабатывать оброк, они уделяли мало времени для развития своего хозяйства. Орудия труда в этот период оставались примитивными.
10. Установите и объясните причинно-следственные связи между Гражданской войной в США, отменой крепостного права в России и капиталистическим развитием этих стран.
В результате Гражданской войны в стране были созданы условия для ускоренного капиталистического развития: ликвидировано рабовладение, развивалось промышленное и сельскохозяйственное производство.
После отмены крепостного права в России, освобожденные крестьяне пополнили рынок рабочей силы, устроились работать на фабрики и заводы. Это повлекло за собой появление новых капиталистических отношений в экономике страны.
11. Какие альтернативы (возможные варианты развития) открывались перед Россией на рубеже XIX-XX вв.? Как вы думаете, почему страна избрала революционный путь, а реформы не достигли своей цели?
Перед Россией на рубеже XIX-XX вв. открывались два пути: реформы или революция. Реформы не достигли своей цели: у них было больше минусов, чем плюсов. Страна находилась в ужасном состоянии, возрастали народные возмущения, поэтому Россия и пошла по революционному пути.
12. Обсудите мнение видного государственного деятеля России начала XX в. П. А. Столыпина: «Только война может погубить Россию». Что он имел в виду? Могла ли Россия преодолеть кризис? Какие меры необходимо было для этого предпринять?
Он имел в виду то, что когда государство начинает войну, страдает экономика, промышленность, народ. Это может ослабить любое, даже самое сильное государство.
Да, Россия могла преодолеть кризис, если бы не череда войн, в которых она принимала участие. Необходимо было провести эффективные реформы и прекратить воины.
13. Систематизируйте в таблице материал о внешней политике России и США в конце XIX — начале XX в. (годы, основные направления, ключевые события, политические лидеры и исторические деятели).
Внешняя политика России | Внешняя политика США | |
Годы | конец XIX — начало XX в. | конец XIX в. |
Основные направления | Средняя Азия, Дальний Восток; сотрудничество с Францией | экспансионизм и изоляционизм |
Ключевые события | Русско-турецкая война 1877-1878 гг., русско-японская война 1904-1905 гг. | Испано-американский конфликт 1898 г. |
Политические лидеры | Александр II, Александр III, Николай II | Теодор Рузвельт |
Исторические деятели | контр-адмирал Андреев, вице-адмирал Макаров, вице-адмирал Рожественский, контр-адмирал Руднев, адмирал Сенявин | Мехем |
14. Создайте ментальные карты (на выбор): а) «Страны Латинской Америки во второй половине XIX — начале XX в.»; б) «Национально-освободительные выступления западных и южных славян XIX в.». Продемонстрируйте одноклассникам и прокомментируйте результаты работы.
Во второй половине XIX — начале XX в. крепчало национальное самосознание людей. Страны Латинской Америки превратились в самостоятельные государства, в политической жизни (и других сферах) которых произошли изменения
15. Назовите наиболее ярких представителей российской и американской науки и культуры этого периода. Составьте характеристику (исторический портрет) одного из них.
Представители российской науки:
Н. И. Лобачевский, Н.Н. Зинин, В. Я. Струве, Н. И. Пирогов, Н.М. Карамзин, А.С. Попов, Д.И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, И. П. Павлов.
Представители американской науки:
Дэвид Риттенхаус, Бенджамин Раш.
Представители российской культуры:
Н. М. Карамзин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А. С. Грибоедов, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, А. П. Чехов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. А. Блок, К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. А. Серов, В. Г. Перов, И. И. Шишкин, В.М.Васнецов, И. И.Левитан, М.И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский.
Представители американской культуры:
Г. Лонгфелло, Д.Ф. Купер, Марк Твен, Джек Лондон, Т. Коул, Л. Г. Салливан.
Исторический портрет Александра Сергеевича Пушкина
Время жизни: 26 мая (6 июня) 1799 г. - 29 января (10 февраля) 1837 г.
В творчестве Александра Сергеевича Пушкина присутствуют все литературные формы: драматические произведения, сказки, стихотворения, поэмы, сонеты, элегии, оды, эпиграммы, даже роман и повесть в стихах. Пушкин был новатором в каждом жанре, в котором писал.
Наиболее существенное влияние на поэта в период формирования его художественного сознания оказало общение с известными российскими литераторами и участниками декабристского движения.
Самым плодотворным в творческой жизни великого поэта был 1830 г. («Болдинская осень Пушкина»), за который он написал около 50-и произведений, в том числе окончил роман в стихах «Евгений Онегин» и написал «Маленькие трагедии» .
Пушкин основоположник современного русского литературного языка.
Именно он заложил основы русского реализма.