§ 17. Наука и культура России в первой половине XIX в.
1. Кто и каким образом мог получить образование в России в первой половине XIX в.? Как вы думаете, давало ли образование какие-либо преимущества людям недворянского происхождения?
Дети дворян получали образование в частных учебных заведениях — пансионах, а некоторых учили гувернеры (домашние учителя). Иногда открывались школы для детей из народа. Но людям не дворянского происхождения (даже с образованием) было тяжело устроиться в жизни и получить хорошую должность.
2. Заполните таблицу «Достижения русских ученых в первой половине XIX в.». Сделайте вывод о причинах активизации научно-технической мысли и усиления внимания к человеку и его внутреннему миру в гуманитарных науках в России в этот период.
Имя ученого | Научное направление (область науки) | Достижения |
Н. И. Лобачевский | математика | создал новую геометрию, совершившую переворот в представлении человека о природе и пространстве |
Н.Н.Зинин | химия | впервые синтезировал анилин, тем самым заложил основы производства синтетических красителей для текстильной промышленности |
В. Я. Струве | химия | основатель и первый директор Пулковской обсерватории |
Н. И. Пирогов | медицина | впервые провел операцию под наркозом на поле боя, ввел неподвижную гипсовую повязку |
Николай Михайлович Карамзин |
история | написал двенадцатитомную «Историю государства Российского» |
И. Ф. Крузенштерн и капитан Ю. Ф. Лисянский |
география | возглавили первую русскую кругосветную экспедицию |
Ф. Ф. Беллинсгаузен (1778-1852) и М. П. Лазарев (1788-1851) |
география | открыли в 1820 г. Антарктиду и 29 островов в Атлантическом и Тихом океанах. |
Первая половина XIX в. была для России переломной эпохой, насыщенный важными событиями, которые активизировали научно-техническую мысль и усилили внимание к человеку и его внутреннему миру в гуманитарных науках.
Заметное влияние на развитие всех областей оказала Отечественная война 1812 г.
3. Определите основные течения (направления, стили) в литературе и искусстве России в первой половине XIX в. (Задание можно выполнить в виде схемы.)
Основные направления в литературе:
классицизм -> сентиментализм -> романтизм -> реализм
Основные направления в искусстве:
классицимз -> романтизм -> реализм
4. Используя дополнительную литературу, интернет-ресурсы, подготовьте сообщение об одном из знаменитых русских писателей (поэтов, художников, скульпторов, архитекторов, артистов) того времени.
Скачать презентацию PowerPoint: Bryullov.pptx
5. Объясните, почему М. И. Глинка считается родоначальником русской национальной музыки.
Глинка подарил русской опере два новых направления: народную музыкальную драму и оперу-сказку. Благодаря его творчеству русская музыкальная школа поднялась на новую высоту.
6. Первая половина XIX в. в истории России получила название «золотого века» русской культуры. Можно ли с этим согласиться? Почему?
Да, можно. В первой половине XIX в. Россия переживала культурный и духовный подъем. С этим временем связаны имена многих известных и великих людей.