§ 17. Наука и культура России в первой половине XIX в.

1. Кто и каким образом мог получить образование в России в первой половине XIX в.? Как вы думаете, давало ли образование какие-либо преимущества людям недворянского происхождения?

Дети дворян получали образование в частных учебных заведениях — пансионах, а некоторых учили гувернеры (домашние учителя). Иногда открывались школы для детей из народа. Но людям не дворянского происхождения (даже с образованием) было тяжело устроиться в жизни и получить хорошую должность.

2. Заполните таблицу «Достижения русских ученых в первой половине XIX в.». Сделайте вывод о причинах активизации научно-технической мысли и усиления внимания к человеку и его внутреннему миру в гуманитарных науках в России в этот период.

Имя ученого Научное направление (область науки) Достижения
Н. И. Лобачевский математика создал новую геометрию, совершившую переворот в представлении человека о природе и пространстве
Н.Н.Зинин химия впервые синтезировал анилин, тем самым заложил основы производства синтетических красителей для текстильной промышленности
В. Я. Струве химия основатель и первый директор Пулковской обсерватории
Н. И. Пирогов медицина впервые провел операцию под наркозом на поле боя, ввел неподвижную гипсовую повязку

Николай Михайлович Карамзин

история написал двенадцатитомную «Историю государства Российского»

И. Ф. Крузенштерн и капитан Ю. Ф. Лисянский

география возглавили первую русскую кругосветную экспедицию

Ф. Ф. Беллинсгаузен (1778-1852) и М. П. Лазарев (1788-1851)

география открыли в 1820 г. Антарктиду и 29 островов в Атлантическом и Тихом океанах.

Первая половина XIX в. была для России переломной эпохой, насыщенный важными событиями, которые активизировали научно-техническую мысль и усилили внимание к человеку и его внутреннему миру в гуманитарных науках.

Заметное влияние на развитие всех областей оказала Отечественная война 1812 г.

3. Определите основные течения (направления, стили) в литературе и искусстве России в первой половине XIX в. (Задание можно выполнить в виде схемы.)

Основные направления в литературе:

классицизм -> сентиментализм -> романтизм -> реализм

Основные направления в искусстве:

классицимз -> романтизм -> реализм

4. Используя дополнительную литературу, интернет-ресурсы, подготовьте сообщение об одном из знаменитых русских писателей (поэтов, художников, скульпторов, архитекторов, артистов) того времени.

Скачать презентацию PowerPoint: Bryullov.pptx

5. Объясните, почему М. И. Глинка считается родоначальником русской национальной музыки.

Глинка подарил русской опере два новых направления: народную музыкальную драму и оперу-сказку. Благодаря его творчеству русская музыкальная школа поднялась на новую высоту.

6. Первая половина XIX в. в истории России получила название «золотого века» русской культуры. Можно ли с этим согласиться? Почему?

Да, можно. В первой половине XIX в. Россия переживала культурный и духовный подъем. С этим временем связаны имена многих известных и великих людей.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_8, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!