§ 9. Образование, наука и техника
1. Какие изменения произошли в системе образования в крупнейших странах Европы во второй половине XIX в.?
В Великобритании и Франции был принят закон об обязательном образовании всех детей до 12 лет. Во многих городах открывались университеты. Однако высшее образование по-прежнему оставалось элитарным. Например, для детей из богатых семей создавались специальные школы, открывавшие дорогу в высшие учебные заведения.
2. Почему XIX в. очень часто называют веком науки?
В этот период наука быстро развивалась, изменяя не только окружающую среду, но и внутренний мир человека. Одно за другим совершались открытия в математике, химии, физике, биологии и общественных науках.
3. Заполните таблицу «Научные открытия и изобретения XIX — начала XX в. и их практическое применение». (Используйте дополнительные источники информации.)
Направление в науке и технике | Имена ученых и изобретателей | Годы | Научное открытие, изобретение | Сфера применения |
Физика | Вильгельм Рентген, Мария Склодовская-Кюри, Пьер Кюри, Нильс Бор и Эрнест Резерфорд, С. Морзе, А. Белла, Г. Маркони, А. Попова | 1890-е | открытие рентгеновских лучей, радиоактивности и научные разработки в области атомного ядра; появились новые средства передачи информации — телеграф, телефон, радио | медицина, техника и электротехника |
Астрономия | И. Галле и д’Арре | 1846 | открыта новая планета Нептун | астрономия и физика |
Техника | братья Уилбур и Орвилл Райты | 1903 | изобретен первый самолет | транспорт |
4. Каковы последствия реализации на практике новых идей в науке и технике для европейского общества XIX — начала XX в.? (Свое мнение подтвердите примерами, используя знания по физике, химии, математике, биологии и другим предметам.)
Стали улучшаться условия жизни и качество жизни людей (новые методы исследований, диагностики и борьбы с заболеваниями, изобретение новых транспортных средств и электричества). Удешевилось производство, т.к. были изобретены станки, которые заменяли людей и требовали меньше времени для производства товаров. Изменилось отношение к церкви и Богу (после выдвижения Дарвином его эволюционной теории).
5. Каким образом научно-технические открытия и изобретения меняли отношение человека к природе?
Отношение стало более потребительским из-за нарастания темпов жизни и производства.