§ 51. Химия и охрана окружающей среды
1. Назовите основные факторы, вызывающие химическое загрязнение окружающей среды.
Основные факторы: отходы химических и других производств, которые могут выбрасываться в атмосферу, канализацию, а иногда и в реки; выхлопные газы автомобилей и автобусов; безграмотное использование химических веществ в быту и на производстве.
2. К чему может привести сброс минеральных удобрений в водоемы? Почему появление синезеленых водорослей в них является тревожным признаком?
Появление минеральных удобрений в водоёмах ведёт к увеличению концентрации биогенных элементов (азота, серы, фосфора, калия и др.), которые способствуют бурному развитию водорослей, что приводит к превращению водоёмов в болота. Появление сине-зеленых водорослей является приметой начала загрязнения водоёма.
3. Какие экологически опасные газы могут выбрасываться в атмосферу при работе предприятия по производству: а) серной кислоты; б) азотной кислоты? Составьте уравнения соответствующих реакций.
а) При производстве серной кислоты — сернистый газ $\mathrm{SO_2}$ и серный газ $\mathrm{SO_3}:$
$\mathrm{4FeS_2+11O_2} \overset{t}{=} \mathrm{2Fe_2O_3+8SO_2\uparrow};$
$\mathrm{2SO_2+O_2} \overset{t,\,кат.}{=} \mathrm{2SO_3\uparrow + Q}.$
б) При производстве азотной кислоты — оксиды азота (II) и (IV):
$\mathrm{4NH_3+5O_2} \overset{t,\,кат.}{=} \mathrm{4NO+6H_2O};$
$\mathrm{2NO+O_2=2NO_2}.$
4. Приведите уравнения реакций, позволяющие объяснить, как в загрязненной атмосфере мрамор превращается в гипс.
Уравнения реакций превращения мрамора в гипс:
$\mathrm{\underset{мрамор}{CaCO_3}+H_2SO_4=CaSO_4+H_2O+CO_2}$
$\mathrm{CaSO_4+2H_2O=\underset{гипс}{CaSO_4}·2H_2O}$
5. Сравните экологическую безопасность органических и минеральных удобрений. Известны ли вам нормы внесения минеральных удобрений в почвы вашего региона?
При использовании минеральных удобрений необходимо учитывать состав почвы и её кислотность, строго придерживаться норм. Избыточное внесение азотных или органических удобрений приводит к тому, что нитраты попадают в пищу, делая непригодными для употребления.
Экологически более безопасны органические удобрения.
6. Какие средства защиты растений используются в вашем приусадебном (дачном) хозяйстве? Какие химические вещества входят в их состав? Внимательно прочитайте инструкцию к использованию пестицидов. Какие правила техники безопасности надо соблюдать при работе с ними?
Избыток пестицидов в почве по пищевым цепочкам способен попадать в организм человека и приводить к отравлениям. Их применение должно проводиться с соблюдением предписанных норм.
Техника безопасности:
1) нельзя пестициды хранить вместе с пищевыми продуктами;
2) при работе с пестицидами защищать рот и нос респираторами или марлевыми повязками;
3) при работе с пестицидами не разрешается курить, есть и пить;
4) после работы тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
Запрещается детям и подросткам работать с пестицидами.
7. Подготовьте сообщение об экологических проблемах, связанных с получением и переработкой стекла, цемента.
Главными проблемами при производстве цемента являются:
1) выбросы пыли из дымовых труб;
2) газообразные выбросы в атмосферу (оксиды азота, серы, углерода и др.);
3) потребление энергии и сырья.
Главными проблемами при производстве стекла являются:
1) выбросы пыли силиката натрия;
2) сбросы загрязняющих веществ;
3) сброс сточных вод.
Подготовьте более развёрнутое сообщение самостоятельно.
8. Какие предприятия расположены в вашем районе (городе)? Какую продукцию они выпускают? Как осуществляется переработка отходов на этих предприятиях?
Ответ на это задание зависит конкретно от вашей местности