Тема 4
1. Сравните грибы с растениями и животными.
Признаки грибов, сближающие их с растениями | Признаки грибов, сближающие их с животными | Признаки, характерные только для грибов |
Имеют клеточную стенку | Гетеротрофный тип питания | Вещество клеточной стенки — хитин |
Неподвижный образ жизни | Отсутствуют хлоропласты | Тело состоит из гиф |
Образуют споры | Запасают гликоген | Могут образовывать плодовое тело |
Тело — таллом | Образуют мочевину | Имеют индивидуальное строение |
2. Проанализируйте таблицу из задания 1. Чем можно объяснить черты сходства и отличия грибов, растений и животных?
Черты сходства с растениями можно объяснить неподвижным образом жизни, с животными — гетеротрофным типом питания.
3. Зарисуйте строение клетки гриба. Обозначьте цифрами компоненты клетки.
![]() |
|
4. Заполните схему, указав способы размножения грибов.
5. Отметьте знаком «+» верные утверждения.
- А. Все грибы — паразиты.
- Б. Грибы способны образовывать на свету органические вещества.
- В. Грибы поселяются на продуктах питания и других живых организмах.
- Г. Грибы имеют стебель и корень.
- Д. Грибы — необходимое звено в цепи питания.
6. Выберите и подчеркните правильные варианты.
А. Грибы — это (ядерные, безъядерные) (автотрофные, гетеротрофные, автогетеротрофные) организмы, клеточные стенки которых содержат (хитин, муреин).
Б. Грибы питаются, (образуя органические вещества из неорганических, всасывая питательные вещества всей поверхностью тела, заглатывая кусочки пищи), и размножаются (бинарным делением, спорами, цистами).
В. Органы бесполого размножения (спорангии, гаметангии, плодовые тела) и полового размножения (спорангии, гаметангии, плодовые тела) у грибов (одноклеточные, многоклеточные).
7. Какого вещества в стенках клеток грибов содержится больше: глюкозы, целлюлозы или хитина?
Хитина содержится больше.
8. Как называются грибы, изображенные на рисунке?
![]() | А — пеницилл Б — мукор |
|
9. Сравните мукор, пеницилл и дрожжи.
Сравнимые признаки | Мукор | Пеницилл | Дрожжи |
Среда обитания | Почва, на хлебе и овощах | На продуктах питания | На сахарных продуктах |
Особенности строения мицелия | Мицелий не разделён на клетки | гифы разделены перегородками | одиночные клетки |
Способ размножения | Бесполый (споры и мицелий), половой | Бесполый (споры и мицелий) | Бесполый (споры и почкование), половой |
Значение в природе | Разложение отмерших организмов | образует вещество, убивающее бактерии | Разлагают органические вещества почвы до неорганических |
10. Проанализируйте таблицу из задания 9. Чем можно объяснить черты сходства и отличия мукора, пеницилла и дрожжей?
Черты сходства объясняются подобной средой обитания (достаточно пищи), отличия — особенностями процессов жизнедеятельности.
11. Пользуясь дополнительной литературой, выясните, какие методы борьбы с плесневыми грибами использует человек. Результаты занесите в таблицу.
Метод | В чём заключается |
Вентиляция и просушка | Устранение сырости |
Применение химикатов | Обработка фунгицидами и дезинфицирующими веществами |
Механическое удаление | Удаление гриба, чаще вместе с субстратом |
12. Заполните схему, вписав названия известных вам съедобных и ядовитых грибов.
Грибы | |
съедобные | ядовитые |
боровик | бледная поганка |
подберёзовик | опёнок ложный |
подосиновик | волоконница краснеющая |
лисички | мухомор пантерный |
маслёнок | сатанинский гриб |
рыжик | энтолома ядовитая |
груздь | рядовка ядовитая |
сыроежка | чешуйница |
13. Зарисуйте строение шляпочного гриба и обозначьте цифрами основные части.
![]() |
|
14. Заполните пропуски в предложениях.
Шляпочные грибы — это грибы, у которых плодовое тело разделено на шляпку и ножку. Их мицелий живет в почве, древесине, лесной подстилке. Плодовое тело шляпочного гриба служит для образования, защиты и распространения микроскопических спор. Они необходимы для размножения грибов.
15. Гриб черный трюфель растет в дубовых рощах. Когда для его разведения закладывают новую плантацию, то в почву добавляют землю из старой, плодоносящей рощи. Для чего?
Старая земля содержит участки мицелия, которые дают начало новым грибам.
16. В древности на Руси существовал суеверный страх перед некоторыми явлениями. Например, шляпочные грибы одного вида, растущие по окружности, называли «ведьмино кольцо». Считалось, что такой рост грибов связан с нечистой силой. Попытайтесь дать современное объяснение этому явлению.
Эти грибы являлись плодовыми телами одной грибницы.
17. Сравните различные болезни, вызываемые паразитическими грибами.
Заболевание | Признаки поражения | Результат действия на растение или животное |
Ржавчина | Мелкие подушечки коричневого цвета | Вызывает увядание растений |
Головня | Участок растения имеет обременённый вид | Увядание и гниль растения |
Мучнистая роса | Мучнистый налёт | Поглощает питательные вещества и препятствует фотосинтезу |
Спорынья | Серо-фиолетовые рожки | Содержат вещества, вызывает отравление |
Стригущий лишай | Шелушение кожи, обламывание волос | Повреждение кожи и волос |
18. Оцените значение различных групп грибов для человека.
Группа грибов | Положительная роль | Отрицательная роль |
Плесневые грибы | Лекарственное средство | Порча продуктов |
Дрожжи | Используются в пищевой промышленности | Порча продуктов |
Шляпочные грибы | Продукт питания, корм животным | Вызывают отравление |
Паразиты растений | Лекарственное сырьё | Наносят ущерб урожаю |
Паразиты животных и человека | Лекарственное сырьё | Наносит ущерб здоровью |
19. Проанализируйте таблицу из задания 18. Сделайте вывод. Какова роль грибов в жизни человека?
Грибы играют значительную роль в жизни человека. При правильном использовании они могут быть источником пищи, сырьём для промышленности, вместе с тем они наносят ущерб хозяйству и здоровью человека.
20. Отметьте знаком «+» верные утверждения.
- А. Некоторые грибы способны вызывать заболевания человека.
- Б. При поражении мучнисторосяными грибами на месте цветков у злаков образуются черные рожки.
- В. Споры ржавчинных грибов по цвету похожи на ржавое железо.
- Г. При микоризе гриб получает от растения минеральные вещества и воду, отдавая ему часть органических питательных веществ.
- Д. Грибы используются в промышленности при производстве некоторых веществ.
21. Многие аквариумные рыбки страдают от заболевания сапролегниозом, которое вызывает паразитический гриб. Вылечить рыбок можно, поместив их в раствор соли определенной концентрации. Иногда помогают и непродолжительные горячие «ванны». Объясните эффект этих процедур.
Возможно, в ходе этих процедур погибают споры паразитических грибов.
22. Дайте определения понятиям.
Лишайники — организмы, талломы которых состоят из грибов и водорослей.
Накипные лишайники — организмы, талломы которых похожи на плесень, корочку.
Листоватые лишайники — организмы, слоевище которых имеют вид лопастей, стелющихся по поверхности.
Кустистые лишайники — выглядит как ветвящиеся и неветвящиеся кустики.
23. Рассмотрите рисунок. Обозначьте цифрами основные компоненты внутреннего строения лишайника.
![]() |
|
24. Сравните особенности строения и функции различных слоев таллома лишайников.
Название слоя | Особенности строения | Выполняемая функция |
Верхняя кора | Плотно переплетённые гифы | Защитная |
Водорослевый | Водоросли или цианобактерии оплетены гифами | Фотосинтез |
Сердцевина | Рыхло расположенные гифы | Проветривание, поддержание влажности |
Нижняя кора | Плотно переплетённые гифы | Защитная, прикрепления |
25. Проанализируйте таблицу из задания 24. Чем можно объяснить подобную дифференциацию таллома лишайников?
Дифференциация объясняется разными функциями гриба и водоросли.
26. Заполните схему значения лишайников в природе и жизни человека, пользуясь дополнительной литературой.
Значение лишайников | |
в природе | в жизни человека |
выделяют $O_2$; создают органические вещества, участвуют в образовании почвы | корм для животных; используются в пищевой промышленности, лекарственное сырьё |