Тема 2
1. Зарисуйте различные формы бактериальных клеток и подпишите их.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Кокки | Бациллы | Спириллы | Вибрионы |
2. Сравните строение клеток бактерий и клеток ядерных организмов. Что общего и какие различия есть в их строении?
Признак | Черты сходства | Клетки ядерных организмов |
Черты сходства | ||
Цитоплазматическая мембрана | есть | есть |
Цитоплазма | заполняет клетку | заполняет клетку |
Клеточная стенка | есть | есть у растений и грибов |
Черты различия | ||
Наличие ядра | нет | есть |
Органоиды | только немембранные | есть |
Органоиды дыхания | есть | у некоторых |
Капсула | есть | нет |
Вещество клеточной стенки | муреин | другие вещества |
3. Какие функции выполняют различные компоненты клетки бактерий?
Цитоплазматическая мембрана: защитная, связь со средой, транспорт веществ.
Клеточная стенка: защитная, поддержание формы.
Капсула: защитная.
Цитоплазма: транспорт веществ, органоидов.
Хромосома: хранение и передача наследственной информации.
Жгутик: движение.
4. Некоторые вещества, содержащиеся в лекарственных препаратах, препятствуют образованию муреина, но не влияют на остальные процессы жизнедеятельности бактериальной клетки. К каким последствиям для болезнетворных бактерий приводит воздействие таких лекарственных препаратов?
У бактерий не образуется клеточная стенка, они теряют форму и не выдерживают осмотического давления.
5. Заполните схему. Разделите бактерии на группы по способу питания и укажите, что каждая из групп использует в качестве источника пищи.
Бактерии | |
Автотрофы (синтез органических веществ) | Гетеротрофы (готовые органические вещества) |
Симбионты (вещества выделяемые другим организмом) | Сапротрофы (органические вещества умерших организмов) |
6. Расположите среды обитания в порядке увеличения количества бактерий. Результаты занесите в таблицу.
А. Богатая почва в лиственном лесу.
Б. Воздух в лиственном лесу.
В. Песчаная почва на обочине дороги. Г. Воздух в городе.
Д. Вода в чистой быстро текущей реке.
Численность бактерий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Среда обитания | Б | Д | Г | В | А |
7. В благоприятных условиях некоторые бактерии способны делиться через 20 мин. Рассчитайте, сколько в таком случае может образоваться бактерий из одной клетки:
за час: 3; за 3 часа: 9.
8. Укажите среду обитания и значение различных групп бактерий.
Группа бактерий | Среда обитания | Значение в природе и для человека |
Бактерии-сапротрофы | Почва | Пополнение запаса неорганических веществ |
Цианобактерии | Водоёмы | Образование органических веществ и кислорода |
Полезные симбиотические бактерии | Корни растений, кишечник человека | Фиксирование азота воздуха, помощь пищеварению |
Бактерии-паразиты | Другой организм | Вызывают заболевания |
9. Отметьте знаком «+» верные утверждения.
- А. Без сапротрофных бактерий жизнь на нашей планете была бы невозможна.
- Б. Цианобактерии — самые древние организмы на Земле, выделяющие кислород.
- В. Животные (в том числе и человек) не вступают в симбиоз с бактериями.
- Г. Сапротрофные бактерии приносят людям как вред, так и пользу.
- Д. Человек использует бактерии для защиты окружающей среды.
10. Составьте синквейн по теме § 8 учебного пособия.
- Бактерии
- Автотрофные, болезнетворные
- Питаться, гнить, синтезировать
- Бактерии имеют важное значение
- Применение
11. Сколько лет могут сохраняться споры сибирской язвы, если известно, что возбудители чумы выдерживают неблагоприятные условия в течение 30 дней, возбудители холеры в 2 раза дольше возбудителей чумы, споры возбудителей брюшного тифа — в 40 раз дольше возбудителей холеры, а споры сибирской язвы — в 1800 раз больше спор брюшного тифа?
576 000.
12. Почему иногда взрываются банки с консервированными огурцами, заготовленными в домашних условиях? Предложите наиболее вероятную причину.
При плохой обработке сохраняются бактерии. Они начинают размножаться. В ходе их жизнедеятельности выделяется газ — и банки взрываются.