Тема 11
1. Значение питания и пищеварения
Пищеварение — совокупность процессов, обеспечивающая механическое измельчение, расщепление питательных веществ на компоненты, пригодных для обмена веществ и их всасывания.
Ферменты — вещества, которые ускоряют процесс переваривания пищи (ускоряют расщепление веществ).
2. Строение и функции органов пищеварительной системы
1.
![]() |
|
2.
|
![]() |
3.
![]() |
|
4.
Полоскание рта после приёма пищи, дважды в день чистить зубной пастой, менять зубную щётку раз в 2-3 месяца, удалять налёт, не допускать перепадов температуры.
5.
| Орган | Особенности строения | Выполняющие функции |
| Ротовая полость | ограничена верхним нёбом, щеками и губами | измельчение, перемешивание, смачивание пищи, химическая обработка |
| Глотка | соединяет ротовую полость с пищеводом, а носовую - с гортанью | глотание |
| Пищевод | мышечная трубка - 25 см, стенки выделяют слизь | проведение пищи в желудок, смачивание слизью |
| Желудок | расширение пищевода, состоит из нескольких слоёв мышц | перемешивание, накопление и переваривание пищи |
| Кишка тонкая | 5-6 м, делится на двенадцатиперстную, тонкую, слизистая оболочка содержит ворсинки | переваривание и всасывание питательных веществ |
| Кишка толстая | 1,5-2 м, не имеет желез и ворсинок, имеет выпячивание - слепую кишку с отрастанием аппендицита | всасывание воды, минеральных веществ; формирование каловых масс |
6.
Язык проталкивает пищу в глотку, вход в трахею прикрывается надгортанником, пищевой комок проталкивается в пищевод.
7.
Кариес — заболевание, вызываемое растворением оболочек зуба кислотами ротовой полости.
3. Процесс пищеварения
1.
а) ротовой полости — механическая переработка (измельчение, перемешивание, смачивание), частично химическая обработка.
б) желудке — накопление и задержание пищи, смешивание, обеззараживание, расщепление белков и жиров.
2.
Желудочный сок — бесцветная жидкость, состоящая из пищеварительных ферментов, слизи и 0,5% раствора HCl.
Пепсин — фермент, превращающий сложные молекулы белка в простые.
Липаза — фермент желудочного сока, расщепляющий жиры.
3.
Печень, поджелудочная железа, слюнные железы, железы стенок желудка и кишечника.
4.
![]() |
|
5.
Печень, поджелудочная железа.
6.
Липазы и стеапсин $→$ жиры; нуклеазы $→$ ДНК и РНК; амилаза $→$ углеводы; протеазы $→$ белки.
7.
Активизация ферментов тонкой кишки и поджелудочной железы, эмульсия жиров, подщелачивание пищевой каши.
8.
Кишечный сок — вещество, выделяемое железами стенок тонкого кишечника.
Желчь — секрет, вырабатываемый клетками печени, эмульгирует жиры.
9.
Ответ:
Увеличение площади поверхности, участие в всасывании веществ.
Ответ:
В каждой ворсинке находится микроворсинки, к которым подходит капилляр, и питательные вещества всасываются в кровь.
10.
![]() |
Аминокислоты всасываются в: |
| а) кровеносных капиллярах; б) лимфатических капиллярах. | |
| Жирные кислоты и глицерин всасываются в: | |
| а) кровеносных капиллярах; б) лимфатических капиллярах. | |
| Глюкоза всасывается в: | |
| а) кровеносных капиллярах; б) лимфатических капиллярах. |
11.
В толстом кишечнике.
12.
Всасывание — перенос веществ из пищеварительного тракта во внутреннюю среду.
4. Регуляция пищеварения
1. Прочтите § 41 учебного пособия и заполните схему.
| Регуляция желудочного сокоотделения | |||
| Нервная | Гуморальная | ||
| Произвольная | Непроизвольная | ||
2. Выпишите в тетрадь определения понятий и запомните их.
Центр слюноотделения — центр в продолговатом мозгу, регулирующий процессы образования слюны.
Пищевой центр — часть ЦНС, отвечающая за чувства голода и насыщения.
Аппетит — эмоциональное ощущение, связанное со стремлением к потреблению пищи.
5. Основы рационального питания. Гигиена питания
1.
Умеренность в количестве; режим питания; разнообразие пищи; безвредность и экологичность; соответствие энергетическим затратам.
2.
К увеличению или уменьшению веса, в редком случае ожирение и истощение.
3.
Распределение суточного рациона во времени.
4.
Еда не должна быть целью жизни, но её надо уделять должное внимание, поскольку от неё зависит здоровье.
5.
Анатомо-физиологические обоснования правил гигиены питания
| Основные правила гигиены питания | Анатомо-физиологическое обоснование |
| 1 | 2 |
| Часть пищи должна употребляться в вареном или жареном виде | пища частично обрабатывается, что облегчает переваривание |
| В рационе обязательно должны присутствовать овощи и фрукты | источник необходимых витаминов и клетчатки |
| Вредно съедать за один раз много пищи | нагрузка на желудочно-кишечный тракт, пища плохо перерабатывается |
| Не следует заставлять ребенка есть через силу | это может сформировать привычки есть много и привести к ожирению |
| Хранение скоропортящихся продуктов вне холодильника опасно | они могут испортиться до истечения срока годности |
| Во время еды нельзя разговаривать и читать | чтобы не отвлекаться и более тщательно переваривать |
| Важно хорошо пережевывать пищу, есть медленно | это облегчает переваривание в следующих отделах желудочно-кишечного тракта |
| Перед едой следует мыть руки | избежание попадания инфекции |
По вертикали: 2. (пищеварение).
По горизонтали: 1. (пульпа). 3. (пепсин). 4. (пищевод). 5. (резцы). 6. (всасывание). 7. (глотание). 8. (холера). 9. (печень). 10. (коронка). 11. (аппендицит). 12. (дизентерия).
6. Обмен веществ. Витамины
1.
| Вещество | Органическое или неорганическое | Конечные продукты расщепления в клетке | Функции |
| Белки | органическое | аминокислоты | энергетическая, строительная, каталитическая, иммунная |
| Жиры | органическое | H2O, CO2 и много E | быстрая энергия |
| Углеводы | органическое | полисахариды до моносахаридов или до H2O и CO2 | пластическая, энергетическая |
| Вода | неорганическое | ионы H+ и OH+ | растворитель, чреда для реакций, поставщик ионов |
2.
Витамины — низкомолекулярные органические соединения, входящие в состав ферментов.
Гиповитаминоз — недостаток витаминов.
Гипервитаминоз — избыточное поступление витаминов.
3.
| Название витамина | Источники поступления | Значение | Признаки гипо- или авитаминоза |
| $C$ | кислые фрукты, овощи (лук), красное вино | необходим для синтеза белка, антител | развитие цинги |
| $B_1$ | рис, овощи и мясо птицы | повышает активность ферментов | бери-бери |
| $B_6$ | мясо, рыба, печень, молоко | принимает участие в обмене белков | дерматиты |
| $A$ | морковь, помидоры, шпинат | поддерживает сумрачное зрение | развитие куриной слепоты |
| $D$ | рыбий жир, печень, желток | регулирует обмен кальция и фосфора | рахит |




