Тема 11

1. Значение питания и пищеварения

Пищеварение — совокупность процессов, обеспечивающая механическое измельчение, расщепление питательных веществ на компоненты, пригодных для обмена веществ и их всасывания.

Ферменты — вещества, которые ускоряют процесс переваривания пищи (ускоряют расщепление веществ).

2. Строение и функции органов пищеварительной системы

1.

chelov
  1. слюнные железы
  2. пищевод
  3. желудок
  4. 12-перстная кишка
  5. тонкий кишечник
  6. слепая кишка
  7. толстый кишечник
  8. поджелудочная железа
  9. желчный пузырь
  10. печень
  11. ротовая полость

2.

  • резцы: 4
  • клыки: 3
  • малые коренные зубы: 2
  • большие коренные зубы: 1
chelust

3.

zub
  1. эмаль
  2. дентин
  3. пульпа
  4. десна
  5. цемент
  6. челюсть
  7. челюсть
  8. корень (нервные волокна)

4.

Полоскание рта после приёма пищи, дважды в день чистить зубной пастой, менять зубную щётку раз в 2-3 месяца, удалять налёт, не допускать перепадов температуры.

5.

Орган Особенности строения Выполняющие функции
Ротовая полость ограничена верхним нёбом, щеками и губами измельчение, перемешивание, смачивание пищи, химическая обработка
Глотка соединяет ротовую полость с пищеводом, а носовую - с гортанью глотание
Пищевод мышечная трубка - 25 см, стенки выделяют слизь проведение пищи в желудок, смачивание слизью
Желудок расширение пищевода, состоит из нескольких слоёв мышц перемешивание, накопление и переваривание пищи
Кишка тонкая 5-6 м, делится на двенадцатиперстную, тонкую, слизистая оболочка содержит ворсинки переваривание и всасывание питательных веществ
Кишка толстая 1,5-2 м, не имеет желез и ворсинок, имеет выпячивание - слепую кишку с отрастанием аппендицита всасывание воды, минеральных веществ; формирование каловых масс

6.

Язык проталкивает пищу в глотку, вход в трахею прикрывается надгортанником, пищевой комок проталкивается в пищевод.

7.

Кариес — заболевание, вызываемое растворением оболочек зуба кислотами ротовой полости.

3. Процесс пищеварения

1.

а) ротовой полости — механическая переработка (измельчение, перемешивание, смачивание), частично химическая обработка.

б) желудке — накопление и задержание пищи, смешивание, обеззараживание, расщепление белков и жиров.

2.

Желудочный сок — бесцветная жидкость, состоящая из пищеварительных ферментов, слизи и 0,5% раствора HCl.

Пепсин — фермент, превращающий сложные молекулы белка в простые.

Липаза — фермент желудочного сока, расщепляющий жиры.

3.

Печень, поджелудочная железа, слюнные железы, железы стенок желудка и кишечника.

4.

pischevar
  1. печень
  2. проток поджелудочной железы
  3. поджелудочная железа
  4. тонкий кишечник
  5. общий желчный проток
  6. желчный пузырь

5.

Печень, поджелудочная железа.

6.

Липазы и стеапсин $→$ жиры; нуклеазы $→$ ДНК и РНК; амилаза $→$ углеводы; протеазы $→$ белки.

7.

Активизация ферментов тонкой кишки и поджелудочной железы, эмульсия жиров, подщелачивание пищевой каши.

8.

Кишечный сок — вещество, выделяемое железами стенок тонкого кишечника.

Желчь — секрет, вырабатываемый клетками печени, эмульгирует жиры.

9.

Ответ:

Увеличение площади поверхности, участие в всасывании веществ.

Ответ:

В каждой ворсинке находится микроворсинки, к которым подходит капилляр, и питательные вещества всасываются в кровь.

10.

ris2 Аминокислоты всасываются в:
а) кровеносных капиллярах; б) лимфатических капиллярах.
Жирные кислоты и глицерин всасываются в:
а) кровеносных капиллярах; б) лимфатических капиллярах.
Глюкоза всасывается в:
а) кровеносных капиллярах; б) лимфатических капиллярах.

11.

В толстом кишечнике.

12.

Всасывание — перенос веществ из пищеварительного тракта во внутреннюю среду.

4. Регуляция пищеварения

1. Прочтите § 41 учебного пособия и заполните схему.

Регуляция желудочного сокоотделения
Нервная Гуморальная
Произвольная Непроизвольная    

2. Выпишите в тетрадь определения понятий и запомните их.

Центр слюноотделения — центр в продолговатом мозгу, регулирующий процессы образования слюны.

Пищевой центр — часть ЦНС, отвечающая за чувства голода и насыщения.

Аппетит — эмоциональное ощущение, связанное со стремлением к потреблению пищи.

5. Основы рационального питания. Гигиена питания

1.

Умеренность в количестве; режим питания; разнообразие пищи; безвредность и экологичность; соответствие энергетическим затратам.

2.

К увеличению или уменьшению веса, в редком случае ожирение и истощение.

3.

Распределение суточного рациона во времени.

4.

Еда не должна быть целью жизни, но её надо уделять должное внимание, поскольку от неё зависит здоровье.

5.

Анатомо-физиологические обоснования правил гигиены питания

Основные правила гигиены питания Анатомо-физиологическое обосно­вание
1 2
Часть пищи должна употреб­ляться в вареном или жаре­ном виде пища частично обрабатывается, что облегчает переваривание
В рационе обязательно должны присутствовать овощи и фрукты источник необходимых витаминов и клетчатки
Вредно съедать за один раз много пищи нагрузка на желудочно-кишечный тракт, пища плохо перерабатывается
Не следует заставлять ребен­ка есть через силу это может сформировать привычки есть много и привести к ожирению
Хранение скоропортящихся продуктов вне холодильника опасно они могут испортиться до истечения срока годности
Во время еды нельзя разгова­ривать и читать чтобы не отвлекаться и более тщательно переваривать
Важно хорошо пережевывать пищу, есть медленно это облегчает переваривание в следующих отделах желудочно-кишечного тракта
Перед едой следует мыть руки избежание попадания инфекции

По вертикали: 2. (пищеварение).

По горизонтали: 1. (пульпа). 3. (пепсин). 4. (пищевод). 5. (резцы). 6. (всасывание). 7. (глотание). 8. (холера). 9. (печень). 10. (коронка). 11. (аппендицит). 12. (дизентерия).

6. Обмен веществ. Витамины

1.

Вещество Органическое или неорганическое Конечные продукты расщепления в клетке Функции
Белки органическое аминокислоты энергетическая, строительная, каталитическая, иммунная
Жиры органическое H2O, CO2 и много E быстрая энергия
Углеводы органическое полисахариды до моносахаридов или до H2O и CO2 пластическая, энергетическая
Вода неорганическое ионы H+ и OH+ растворитель, чреда для реакций, поставщик ионов

2.

Витамины — низкомолекулярные органические соединения, входящие в состав ферментов.

Гиповитаминоз — недостаток витаминов.

Гипервитаминоз — избыточное поступление витаминов.

3.

Название витамина Источники поступления Значение Признаки гипо- или авитаминоза
$C$ кислые фрукты, овощи (лук), красное вино необходим для синтеза белка, антител развитие цинги
$B_1$ рис, овощи и мясо птицы повышает активность ферментов бери-бери
$B_6$ мясо, рыба, печень, молоко принимает участие в обмене белков дерматиты
$A$ морковь, помидоры, шпинат поддерживает сумрачное зрение развитие куриной слепоты
$D$ рыбий жир, печень, желток регулирует обмен кальция и фосфора рахит
Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_9, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!