Тема 11. Пищеварительная система. Обмен веществ
1. Значение питания и пищеварения
Выпишите в тетрадь определения следующих понятий и запомните их.
Пищеварение — совокупность процессов, обеспечивающая механическое измельчение, расщепление питательных веществ на компоненты, пригодных для обмена веществ и их всасывания.
Ферменты — вещества, которые ускоряют процесс переваривания пищи (ускоряют расщепление веществ).
2. Строение и функции органов пищеварительной системы
- Рассмотрите рисунок. Подпишите названия обозначенных на нем органов пищеварения.
![]() |
|
2. Выпишите цифры, которыми на рисунке обозначены.
| ![]() |
3. Подпишите названия обозначенных на рисунке частей зуба.
![]() |
|
4. Выпишите в тетрадь основные гигиенические правила, которые необходимо соблюдать при уходе за зубами.
Полоскание рта после приёма пищи, дважды в день чистить зубной пастой, менять зубную щётку раз в 2-3 месяца, удалять налёт, не допускать перепадов температуры.
5. Изучив материал § 39 учебного пособия, заполните таблицу.
Органы и функции пищеварительной системы
Орган | Особенности строения | Выполняющие функции |
Ротовая полость | ограничена верхним нёбом, щеками и губами | измельчение, перемешивание, смачивание пищи, химическая обработка |
Глотка | соединяет ротовую полость с пищеводом, а носовую - с гортанью | глотание |
Пищевод | мышечная трубка - 25 см, стенки выделяют слизь | проведение пищи в желудок, смачивание слизью |
Желудок | расширение пищевода, состоит из нескольких слоёв мышц | перемешивание, накопление и переваривание пищи |
Кишка тонкая | 5-6 м, делится на двенадцатиперстную, тонкую, слизистая оболочка содержит ворсинки | переваривание и всасывание питательных веществ |
Кишка толстая | 1,5-2 м, не имеет желез и ворсинок, имеет выпячивание - слепую кишку с отрастанием аппендицита | всасывание воды, минеральных веществ; формирование каловых масс |
6. Как происходит акт глотания?
Язык проталкивает пищу в глотку, вход в трахею прикрывается надгортанником, пищевой комок проталкивается в пищевод.
7. Выпишите в тетрадь определение понятия и запомните его.
Кариес — заболевание, вызываемое растворением оболочек зуба кислотами ротовой полости.
3. Процесс пищеварения
1. Напишите, какие химические изменения происходят с пищей в:
а) ротовой полости — механическая переработка (измельчение, перемешивание, смачивание), частично химическая обработка.
б) желудке — накопление и задержание пищи, смешивание, обеззараживание, расщепление белков и жиров.
2. Выпишите в тетрадь определения понятий.
Желудочный сок — бесцветная жидкость, состоящая из пищеварительных ферментов, слизи и 0,5% раствора HCl.
Пепсин — фермент, превращающий сложные молекулы белка в простые.
Липаза — фермент желудочного сока, расщепляющий жиры.
3. Какие железы принимают участие в процессе переваривания пищи?
Печень, поджелудочная железа, слюнные железы, железы стенок желудка и кишечника.
4. Рассмотрите рисунок. Подпишите органы пищеварительной системы, обозначенные цифрами.
![]() |
|
5. Соки каких пищеварительных желез поступают в двенадцатиперстную кишку?
Печень, поджелудочная железа.
6. Какие пищеварительные ферменты содержатся в соке поджелудочной железы? Как они действуют на питательные вещества пищи?
Липазы и стеапсин $→$ жиры; нуклеазы $→$ ДНК и РНК; амилаза $→$ углеводы; протеазы $→$ белки.
7. Перечислите функции печени в пищеварении.
Активизация ферментов тонкой кишки и поджелудочной железы, эмульсия жиров, подщелачивание пищевой каши.
8. Выпишите в тетрадь определения понятий.
Кишечный сок — вещество, выделяемое железами стенок тонкого кишечника.
Желчь — секрет, вырабатываемый клетками печени, эмульгирует жиры.
9. Изучите материал § 40 учебного пособия и ответьте на вопросы.
Каковы функции ворсинок тонкой кишки?
Увеличение площади поверхности, участие в всасывании веществ.
Каков механизм всасывания питательных веществ ворсинками тонкой кишки?
В каждой ворсинке находится микроворсинки, к которым подходит капилляр, и питательные вещества всасываются в кровь.
10. Рассмотрите рисунок. Где происходит всасывание аминокислот, глюкозы, жирных кислот и глицерина? Нужное подчеркните.
![]() | Аминокислоты всасываются в: |
а) кровеносных капиллярах; б) лимфатических капиллярах. | |
Жирные кислоты и глицерин всасываются в: | |
а) кровеносных капиллярах; б) лимфатических капиллярах. | |
Глюкоза всасывается в: | |
а) кровеносных капиллярах; б) лимфатических капиллярах. |
11. В каких отделах пищеварительного тракта всасываются вода и минеральные соли?
В толстом кишечнике.
12. Выпишите в тетрадь определение понятия.
Всасывание — перенос веществ из пищеварительного тракта во внутреннюю среду.
4. Регуляция пищеварения
1. Прочтите § 41 учебного пособия и заполните схему.
Регуляция желудочного сокоотделения | |||
Нервная | Гуморальная | ||
Произвольная | Непроизвольная |
2. Выпишите в тетрадь определения понятий и запомните их.
Центр слюноотделения — центр в продолговатом мозгу, регулирующий процессы образования слюны.
Пищевой центр — часть ЦНС, отвечающая за чувства голода и насыщения.
Аппетит — эмоциональное ощущение, связанное со стремлением к потреблению пищи.
5. Основы рационального питания. Гигиена питания
1. Прочтите § 42 учебного пособия. Сформулируйте принципы рационального питания.
Умеренность в количестве; режим питания; разнообразие пищи; безвредность и экологичность; соответствие энергетическим затратам.
2. К каким последствиям приведет повышение или снижение калорийности пищи, если двигательная активность при этом останется на прежнем уровне?
К увеличению или уменьшению веса, в редком случае ожирение и истощение.
3. Объясните смысл понятия «режим питания».
Распределение суточного рациона во времени.
4. Объясните слова и. П. Павлова: «если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то и высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду, лежит в середине: не увлекайся, но оказывай должное внимание».
Еда не должна быть целью жизни, но её надо уделять должное внимание, поскольку от неё зависит здоровье.
5. Заполните таблицу.
Анатомо-физиологические обоснования правил гигиены питания
Основные правила гигиены питания | Анатомо-физиологическое обоснование |
1 | 2 |
Часть пищи должна употребляться в вареном или жареном виде | пища частично обрабатывается, что облегчает переваривание |
В рационе обязательно должны присутствовать овощи и фрукты | источник необходимых витаминов и клетчатки |
Вредно съедать за один раз много пищи | нагрузка на желудочно-кишечный тракт, пища плохо перерабатывается |
Не следует заставлять ребенка есть через силу | это может сформировать привычки есть много и привести к ожирению |
Хранение скоропортящихся продуктов вне холодильника опасно | они могут испортиться до истечения срока годности |
Во время еды нельзя разговаривать и читать | чтобы не отвлекаться и более тщательно переваривать |
Важно хорошо пережевывать пищу, есть медленно | это облегчает переваривание в следующих отделах желудочно-кишечного тракта |
Перед едой следует мыть руки | избежание попадания инфекции |
Пищеварение
По вертикали: 2. Совокупность процессов механической и химической переработки пищи (пищеварение).
По горизонтали: 1. Мягкая часть в центре зуба (пульпа). 3. Фермент желудочного сока (пепсин). 4. Мышечная трубка, проводящая пищу в желудок (пищевод). 5. Зубы, служащие для откусывания пищи (резцы). 6. Процесс поступления веществ через ворсинки в кровь и лимфу (всасывание). 7. Результат сокращения мышц глотки (глотание). 8. Карантинное заболевание человека (холера). 9. Самый крупный железистый орган (печень). 10. Часть зуба, покрытая твердой эмалью (коронка). 11. Воспаление червеобразного отростка (аппендицит). 12. Опасное инфекционное желудочно-кишечное заболевание (дизентерия).
6. Обмен веществ. Витамины
1. Изучите материал § 43 учебного пособия и заполните таблицу. Сравнительная характеристика веществ
Сравнительная характеристика вещества
Вещество | Органическое или неорганическое | Конечные продукты расщепления в клетке | Функции |
Белки | органическое | аминокислоты | энергетическая, строительная, каталитическая, иммунная |
Жиры | органическое | H2O, CO2 и много E | быстрая энергия |
Углеводы | органическое | полисахариды до моносахаридов или до H2O и CO2 | пластическая, энергетическая |
Вода | неорганическое | ионы H+ и OH+ | растворитель, чреда для реакций, поставщик ионов |
2. Выпишите в тетрадь определения понятий и запомните их.
Витамины — низкомолекулярные органические соединения, входящие в состав ферментов.
Гиповитаминоз — недостаток витаминов.
Гипервитаминоз — избыточное поступление витаминов.
3. Заполните таблицу.
Витамины и их значение
Название витамина | Источники поступления | Значение | Признаки гипо- или авитаминоза |
$C$ | кислые фрукты, овощи (лук), красное вино | необходим для синтеза белка, антител | развитие цинги |
$B_1$ | рис, овощи и мясо птицы | повышает активность ферментов | бери-бери |
$B_6$ | мясо, рыба, печень, молоко | принимает участие в обмене белков | дерматиты |
$A$ | морковь, помидоры, шпинат | поддерживает сумрачное зрение | развитие куриной слепоты |
$D$ | рыбий жир, печень, желток | регулирует обмен кальция и фосфора | рахит |