Тема 5. Нервная система
1. Строение нервной системы
Изучите § 7 учебного пособия и заполните схемы.
Функции нервной системы: обеспечивает гомеостаз, обеспечивает связь с внешней средой, согласованная работа органов и систем.
Нервная система (классификация по топографическому принципу): центральная $→$ головной мозг, спинной мозг; периферическая $→$ нервы, нервные окончания, нервные узлы.
Нервная система (анатомо-функциональная классификация): соматическая; автономная $→$ симпатическая, парасимпатическая.
2. Строение и виды нейронов. Рефлекс и рефлекторная дуга
1. Вспомните строение нервной ткани (§ 3 учебного пособия). Рассмотрите рисунок и подпишите названия указанных частей нейрона.
![]() |
|
2. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей синапса.
![]() |
|
3. Изучите материал § 8 учебного пособия о классификации нейронов и заполните схему.
Типы нейронов $→$ чувствительные $→$ проведение импульса в УНС $←$ Функции нейронов;
Типы нейронов $→$ вставочные $→$ соединяют нейроны $←$ Функции нейронов;
Типы нейронов $→$ двигательные $→$ от УНС к рабочему органу $←$ Функции нейронов.
4. По § 8 учебного пособия изучите строение нерва. Подпишите названия его частей.
![]() |
|
5. Используя материал § 8 учебного пособия, дайте определения понятиям.
Нейрон — нервная клетка.
Сплине — место функционального контакта нейронов.
Медиатор — химические посредники в передаче возбуждения.
Нерв — пучки нервных волокон, снабжённые кровеносными сосудами и покрытые общей оболочкой.
6. По материалу учебного пособия (§8) изучите строение рефлекторной дуги. Перечислите основные структуры рефлекторной дуги, обозначенные на рисунке.
![]() |
|
7. Сформулируйте определения понятий.
Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды.
Рефлекторная дуга — основа рефлекса, образованная нейронами.
Нервная система
По вертикали: 2. Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс).
По горизонтали: 1. Пучки длинных отростков нейронов (нервы). 2. Нейроны, передающие импульсы от органов чувств в центральную нервную систему (чувствительные). 4. Часть нервной системы, представленная нервами, нервными узлами и нервными окончаниями (периферические). 5. Рефлексы, которые формируются в течение жизни (условные). 6. Нейроны, передающие импульсы от центральной нервной системы к рабочему органу (двигательные). 7. Отросток нервной клетки (аксон). 8. Нейроны, осуществляющие связь между чувствительными и двигательными нейронами (вставочные).
3. Строение и функции спинного мозга
Изучите материал § 9 учебного пособия. Подпишите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке.
![]() |
|
4. Строение и функции головного мозга
1. Используя материал § 10 учебного пособия, дайте определения понятиям.
Ствол мозга — продолговатый, задний, средний, промежуточный мозг и ретикулярных форм.
Черепные нервы — нервы, которые иннервируют органы чувств, ткани, органы груди и брюшной полостей.
2. Укажите, центры каких рефлексов располагаются в продолговатом мозге.
![]() |
|
3. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия основных отделов головного мозга.
5. Организация и значение больших полушарий головного мозга
Заполните таблицу.
Доли коры больших полушарий | Зоны коры головного мозга | Функции |
1. Затылочная | зрительная | формирование зрительных образов |
2. Височная | обонятельная, вкусовая, слуховая | формирование слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений |
3. Теменная | движения, осязательная | ориентация в пространстве |
4. Лобная | поведение и чувства | обработка информации, формирование программ действий |
Головной и спинной мозг
По вертикали: 2. Нервная система, представленная головным и спинным мозгом (центральная).
По горизонтали: 1. Специализированные клетки, расположенные в органах чувств (рецепторы). 3. Отдел головного мозга, участвующий в координации движений, поддержании позы и равновесия тела (мозжечок). 4. Корешок спинномозгового нерва, состоящий из двигательных волокон (передний). 5. Доля коры больших полушарий головного мозга (затылочная). 6. Вещество мозга, образованное скоплениями тел нейронов (серое). 7. Отдел головного мозга (таламус). 8. Складки коры больших полушарий (извилины). 9. Зона, расположенная в затылочной доле больших полушарий (зрительная). 10. Мозг, расположенный в полости черепа (головной). 11. Доля коры больших полушарий, ответственная за поведение человека (лобная). 12. Доля коры больших полушарий, в которой находится обонятельная зона (височная).
6. Общий план строения автономной нервной системы
1. Изучите § 12 учебного пособия и заполните таблицу.
Различия между симпатическим и парасимпатическим отделами автономной нервной системы
Особенность | Отдел автономной нервной системы | |
симпатический | парасимпатический | |
1 | 2 | 3 |
Место выхода волокон из спинного мозга | грудной поясничный сегмент | средний, продолговатый, крестцовый отдел спинного мозга |
Расположение ганглиев | по обе стороны позвоночника | вблизи и внутри инертных органов |
Длина преганглионарных и постганглионарных нервных волокон | преганглионарные короче постганглионарных | преганглионарные длиннее постганглионарных |
Медиатор | адреналин | ацетилхолин |
Условия | усиление и ускорение работы органов | замедление ритма |
Общие эффекты | активация систем организма в критических ситуациях | контроль «повседневных» функций |
2. Сформулируйте определения понятий, запишите их в тетрадь и запомните.
Преганглионарные нейроны — путь от спинного мозга до ганглии.
Постганглионармыс нейроны — путь от ганглии до рабочего органа.
7. Функции автономной нервной системы
Изучите § 13 учебного пособия и заполните таблицу.
Влияние стимуляции симпатического и парасимпатического отделов автономной нервной системы на различные функции и процессы
Органы и физиологические показатели | Симпатический отдел | Парасимпатический отдел |
1 | 2 | 3 |
Сердце | усиливает сокращение | замедляет сокращение |
Сосуды | повышает артериального давления | понижает артериального давления |
Кишечник | сужает сосуды | — |
Потовые железы | усиливает секрецию | не влияет |
Слюнные и слезные железы | уменьшает секрецию | уменьшает секрецию |
Количество сахара в крови | увеличивает | уменьшает |
Мочевой пузырь | стенки ослабевают | стенки сокращаются |
Потребление кислорода | увеличивает | уменьшается |
8. Гигиена нервной системы
Изучите раздел «гигиена нервной системы» (§ 14 учебного пособия). Составьте план ответа на тему «влияние наркогенных веществ на нервную систему».
- Виды наркогенных веществ
- механизм их действия на нервную систему
- негативные последствия