Тема 1
1. Заполните таблицу.
Характеристика общих географических закономерностей
Закономерность | Механизм протекания |
Зональность | изменение природных компонентов от экватора к полюсам и образование географических поясов |
Азональная | распространение какого-либо природного явления вне связи с зональными особенностями территории |
Целостность | взаимосвязь и взаимодействие компонентов географической оболочки |
Ритмичность | повторяемость различных явлений во времени |
Круговорот веществ и энергии | обмен веществ и энергии между составными частями географической оболочки |
2. Проанализируйте карту «Строение земной коры» (с. 6 атласа) и выпишите названия крупнейших литосферных плит.
Евроазиатская, Северо-американская, Южно-Американская, Африканская, Тихоокеанская, Индо-Австралийская, Антарктическая.
3. Заполните пропуски в логических цепочках.
а) Материковая плита сталкивается с океанической $\rightarrow$ океаническая плита подплывает под материковую $\rightarrow$ возникают глубоководные желоба и горные цепи, например Южно-Американская и Тихоокеанская плита — Перуанский и Чилийский желоб, Анды.
б) Материковая плита сталкивается с материковой в результате их края ломаются, крошатся $\rightarrow$ возникают горные системы, например Евроазиатская и Африканска плиты — Иранское нагорье.
4. Дайте определения терминов.
Платформа — малоподвижные устойчивые части земной коры.
Складчатая область — участок земной коры, в пределах которой слои горных пород слиты в складки.
5. Проанализируйте карту «Строение земной коры» (с. 6 атласа) и выпишите названия платформ.
Восточно-Европейская,Сибирская, Индостанская, Сино-Корейская, Южно-Китайская, Северо-Американская, Южно-Американская, Австралийская, Африкано-Аравийская, Антарктическая.
6. Определите, в основании какого материка расположено несколько платформ.
В основании Евразии.
7. Проанализируйте карты атласа (с. 4—6). При помощи стрелок установите соответствие.
К «Складчатая область» относятся:
- Горы Кордильеры
- Горы Альпы
- Горы Гималаи
К «Платформам» относятся:
- Амазонская низменность
- Западно-Сибирская равнина
- Восточно-Европейская равнина
8. Проанализируйте карты атласа (с, 4-6). Определите, какие формы рельефа соответствуют:
а) Сибирской платформе: Среднесибирское плоскогорье;
б) Туранской плите: Туранская низменность;
в) Индийской платформе: плато Декан, Индо-Гайская низменность;
г) областям кайнозойской (альпийской) складчатости: Молодые складчатые горы (Альпы, Гималаи), нагорья (Иранское).
9. Сформулируйте закономерность, которая объясняет связь рельефа и тектонического строения.
К территории платформ приурочены равнинные формы рельефа, к складчатым поясам — возвышенные (старые и молодые горы, нагорья).
10. Укажите основные отличительные особенности происхождения и тектонического строения гор:
складчатых: чаще приурочены к краям литосферных плит, имеют вид вытянутых цепочек горных пород;
глыбовых: состоит из горстов и грабенов, склоны ступенчатые, вершины плоские;
складчато-глыбовых: возникают на листах древнего горообразования при повторном, характерны плоские вершины и крутые скалы;
вулканических: скопление лавого и/или пеплового материала образуют конусы (стратовулканы).
11. Проанализируйте карты атласа (с, 4-6,12), заполните таблицу и установите закономерности влияния тектонических процессов на формирование рельефа и полезных ископаемых.
Тектоническая структура | Основные формы рельефа | Полезные ископаемые |
Сибирская платформа | плато, плоскогорья, впадины | каменный и бурый уголь, медь, алмазы |
Индийская платформа | плато, низменности | медные и железные руды, бокситы, газ, нефть |
Северо-Американская платформа | равнины, возвышенности | уголь, калийные соли, медные и железные руды |
Южно-Американская платформа | плоскогорья, низменности | полиметаллические и железные руды, бокситы, газ, нефть |
Африкано-Аравийская платформа | нагорья, плато, равнины, низменности | полиметаллические и железные руды, бокситы, алмазы, нефть, газ |
Австралийская платформа | плато, равнины, низменности | медные, полиметаллические, железные, никелевые руды; алмазы, газ, нефть, уголь |
12. Используя карты атласа (с. 6, 12), докажите, что месторождения полезных ископаемых Восточно-Европейской равнины связаны с особенностями ее тектонического строения.
К территориям распространения осадочного чехла приурочены осадочные полезные ископаемые: калийные соли, нефть, уголь. К щитам платформ приурочены железные, медные и другие руды.
13. Приведите примеры, которые доказывают, что рельеф оказывает влияние:
а) Кордильеры задерживают влагу, идущую с Тихого океана, в центре материка выпадает мало осадков;
б) формы рельефа оказывают влияние на распределение стока рек, скорости их течения, формирование области внутреннего стока, количество и генезис озёрных котловин;
в) равнинный рельеф помогает чётко проследить смену растительных сообществ с севера на юг; наличие гор обуславливает формирование вертикальной зональности; на разных склонах растительный и животный мир может отличаться.
14. Закончите предложение.
Закономерности формирования и развития рельефа необходимо изучать для того, чтобы снизить его влияние на другие компоненты природы и жизнь человека.
15. Дайте определение понятия.
Климат — многолетний режим погоды, характерный для данной местности.
16. Определите, какие тепловые пояса вы пересечете (по порядку), следуя вдоль 80-го меридиана восточной долготы с северного до южного полюса.
Полярный — субарктический — умеренный — субтропический — тропический — субэкваториальный — экваториальный — субэкваториальный — тропический — субтропический — умеренный — субантарктический — полярный.
Какими факторами определяется такая последовательность изменения тепловых поясов?
Географической широтой, подстилающей поверхностью, атмосферой, циркуляцией.
17. Охарактеризуйте степень облачности в центре циклона. Ответ аргументируйте.
Высокая облачность. Восходящие токи воздуха способствуют образованию облаков.
18. Охарактеризуйте степень облачности в центре антициклона. Ответ аргументируйте.
Облачность низкая. Образованию облаков препятствуют нисходящие токи воздуха.
19. Заполните таблицу, используя материал учебного пособия § 8).
Географический тип воздушных масс | Районы формирования | Основные свойства | Погода, связанная с ними | ||
t, °C | влажн. | прозр. | |||
экваториальный | экватор | +25-28 (Т) | В | низкая | тёплая, с ливнями во 2-й половине дня |
тропический | 20-30 ю. ш. и с. ш. | до +56 (Т) | С | высокая | горячая и сухая |
умеренный | 40-60 ю. ш. и с. ш. | Т | В | В | тёплая |
арктический и антарктический | полярные широты | Х | С | П | мало осадков |
20. Заполните таблицу. Для выполнения задания используйте материал учебного пособия (§ 8).
Атмосферный фронт | Механизм образования | Преобладающие типы облаков | Осадки |
Тёплый | тёплый воздух перемещается в сторону холодного | слоисто-дождевые | обложные |
Холодный | холодный воздух перемещается в сторону тёплого | кучевые и кучево-дождевые | дожди, грозы перед фронтом |
21. Приведите доказательства зонального распределения:
а) температуры воздуха: наблюдается понижение температуры от экватора медленно, в умеренных широтах быстро, в приполярных медленно;
б) атмосферного давления: летом над материками находятся зоны низкого давления;
в) осадков: для восточных побережий материков характерно большое количество осадков с летним max.
22. Заполните таблицу, используя материал учебного пособия (§ 9).
Климатический пояс | Географическое положение | Господствующие воздушные массы | Средние температуры | Среднегодовое количество осадков | ||
зимой | летом | зимой | летом | |||
Экваториальный | 5° ю.ш. и 10° с.ш. | экваториальные | +25°C | +28°C | 1500-3000 мм | |
Субэкваториальный | до 20° с. и ю.ш. | тропические | экват. | +25°C | +30°C | 1000-2000 мм |
Тропический | 20-30° с. и ю.ш. | тропические | +10°C | +35°C | 50-150 мм | |
Субтропический | 30-40° с. и ю.ш | умеренные | тропические | +4-5°C | +25-26°C | 200-500 мм |
Умеренный | 40-60° ю. и с.ш. | умеренные | -6-15°C | от +14°C до +30°C | 500-700 мм | |
Субарктический (субантарктический) | 60-70° ю. и с.ш. | арктические (антаркт.) | умеренные | -40°C | +10°C | 300-400 мм |
Арктический (антарктический) | от 70° ю. и с.ш. до полюсов | арктические (антарктические) | до -70°C | -30°C | 100 мм, 400-500 мм (на повер.) |
23. Определите, о каком климатическом поясе идет речь.
1)
Экваториальный.
2)
Субарктический.
3)
Умеренный.
4)
Субэкваториальный.
5)
Субтропический.
6)
Арктический.
7)
Тропический.
8)
Субтропический.
9)
Субэкваториальный.
10)
Субэкваториальный.
24. Приведите доказательства того, что размещение природных зон на Земле подчиняется закону зональности.
Наличие природной зоны лесов в экваториальном, умеренном, субтропическом поясах.
25. На основе анализа карт атласа (с. 8—11) определите основные климатические показатели и природную зону Беларуси.
- средняя температура января: — 3,4-7,2°C
- средняя температура июля: + 17-19°C
- господствующие воздушные: массы умеренные, переходные
- преобладающие ветры: северо-западные и западные
- количество осадков: 650-700 мм
- режим осадков: летний max
- природная зона: смешанные и широколиственные леса
26. При помощи стрелок составьте схему соответствия природных зон географическому положению.
К «Тропическим широтам» относятся:
- Жестколистные леса
- Переменно-влажные леса
- Пустыни и полупустыни
К «экваториальным широтам» относятся:
- Саванны и редколесья
- Гилеи
Степи и лесостепи относятся к умеренным широтам.
27. Охарактеризуйте одну из природных зон по предложенному плану.
Географическое положение: влажные экваториальные леса занимают экваториальный климатический пояс — Амазонская низменность, побережье Гвинейского залива.
Климатический пояс и тип климата: экваториальный пояс, экваториальный тип климата.
Типы почв: красно-жёлтые ферраллитные.
Видовой состав растительного мира: множество видов пальм, лиан, эпифитов, фикусов.
Признаки адаптации растительного мира к условиям обитания: размещение в несколько ярусов, цветение и плодоношение круглый год.
Видовой состав животного мира: большинство живут на деревьях (мартышки, ленивцы, гориллы, летучие лисицы.
Приспособительные признаки животного мира к условиям обитания: животные приспособлены к жизни на деревьях — имеют развитые и цепкие конечности, яркую окраску.
Опенка условий для жизни и хозяйственной деятельности человека: влажный и жаркий климат является тяжёлым для жизни человека, хозяйственная деятельность возможна, но будет губительна для природного комплекса.
28. Выберите правильный ответ.
- жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников;
- субтропических муссонных лесов;
- субтропических пустынь.
29. Выберите правильный ответ.
- Да;
- нет.
30. Охарактеризуйте проблему сохранения природного разнообразия на Земле по предложенному плану.
Причины возникновения проблемы: уничтожение живых организмов либо влияние и уничтожение их местообитаний.
Изменения, которым подвергаются природные компоненты: изменяется круговорот веществ и энергии, нарушаются пищевые цепи.
Экономические проблемы, возникающие как следствие изменения природного разнообразия: потеря средств происходит при истреблении промыслово значимых видов; при организации природоохранных мероприятий по ликвидации ущерба (завоз и интродукция видов, организация природоохранных территорий.
Возможные пути решения проблем: ведение постоянного контроля за численностью видов живых организмов; сохранение и расширение естественных местообитаний.
31. Перечислите основные факторы, определяющие изменение высотной поясности.
Изменение температуры, влажности, давления и плотности воздуха.
Сформулируйте закономерность, которая объясняет связь между высотой гор и изменением высотной поясности.
Чем выше горы, тем больше количество высотных поясов можно выделить на них.
32. При помощи стрелок установите соответствие.
- Заказник — Территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов…
- Заповедник — Участок земли или водного пространства…
- Национальный парк — Территория (акватория), на которой охраняются малоизмененные природные ландшафты…
- Памятник природы — Природные объекты, имеющие научное, историческое, культурно-просветительское и эстетическое значение…