Тема 2
1. Проанализируйте рисунок и определите состав биосферы, объясните расположение ее границ и особенности распределения в биосфере живых организмов.
Границы биосферы и распределение в ней живых организмов:
1 — озоновый слой, 2 — граница снегов, 3 — почва, 4 — животные, обитающие в пещерах, 5 — бактерии в нефтяных водах (высоты и глубины даны в метрах)
В состав биосферы входят нижние слои атмосферы, вся гидросфера и верхние слои метасферы. Больше всего живых организмов сосредоточено на границах сфер (суши и атмосферы, суши и моря).
2. Перечислите основные элементы, которые входят в состав почв:
минеральные и органические вещества, вода, воздух и живые организмы.
3. Используя рисунок 40 (§ 10 учебного пособия, с. 56), объясните, какую роль в процессе образования почв играют:
- материнские горные пшороды являются основой для образования почвы;
- климат разрушает горные породы;
- воды образуют растворы минеральных веществ;
- рельеф влияет на скорость и направление почвообразования;
- растительность даёт органические вещества;
- животные разрушают горные породы, являются источником органических веществ.
4. В почвенном профиле, где преобладает движение почвенных растворов сверху вниз, обычно выделяют дернину, материнскую горную породу и три главных горизонта: гумусовый горизонт, горизонт вымывания, горизонт накопления. Определите последовательность расположения элементов почвенного профиля и подпишите их на рисунке.
Обобщенный почвенный профиль
- Обобщённый почвенный профиль
- гумусовый горизонт подзолистый
- горизонт вымывания
- горизонт накопления
- материнская порода
5. Перечислите, какие типы почв характерны для вашей местности.
Дерново-подзолистые, торфяно-болотные.
6. Приведите примеры основных видов мелиоративных работ в Беларуси.
Осушение, известкование, борьба с эрозией.
7. Заполните таблицу, приведите примеры известных вам растений и животных, обитающих в разных природных условиях. Укажите, как они приспосабливаются к природным условиям среды обитания.
Природная среда | Растения и животные | Приспособляемость растений и животных к условиям среды обитания |
Влажные экваториальные леса | Гевея бразильская, банановые деревья, шимпанзе попуган | растения цветут и плодоносят круглый год, животные приспособлены к жизни на деревьях, имеют яркую окраску |
Пустыни | саксаул, кактусы, тушканчики, лисица-фенек | растения имеют развитую корневую систему, плотные покровы, колючки вместо листьев; животные зарываются в песок, ведут ночной образ жизни |
Болота | сфагновые мхи, серая цапля, болотная черепаха | растения низкорослые, нетребовательные к питанию |
Объясните, почему растительный и животный мир изменяется от экватора к полюсам и отличается значительным разнообразием
Растительный и животный мир изменяются с изменением климата, почв. Наибольшее разнообразие характерно для низких широт, где более благоприятные условия. Здесь самая богатая растительность и соответственно есть источник питания.