Лаб. 3
1. Перечислите главные направления эволюции
Биологический прогресс и регресс.
2. В чем заключается разница между понятиями «ароморфоз» и «алломорфоз»?
Ароморфоз — изменения, помогающие расширить среду обитания; алломорфоз — помогают более плотно заселить территорию.
3. Какие органы появились у растений каждой группы и какое эволюционное значение это имело?
Ароморфозы у растений
Представитель систематической группы | Черты усложнения в строении (ароморфозы) | Эволюционное значение |
Кукушкин лён (мхи) | появление тканей, дифференц. на органы, чередование поколений | выход растений на сушу, улучшение процесса фотосинтеза, облегчение размножения и распространения |
4. Рассмотрите коллекцию плодов. Определите алломорфозы каждого растения и способы распространения семян. Данные наблюдений занесите в таблицу.
Приспособления плодов к распространению
Тип плода и название растения | Способ распространения плодов | Приспособления к распространению и их значение |
|
|
|
Ответ:
На уровне организации эти приспособления не сказались, но помогли увеличить вероятность распространения плодов.
5. Запишите в таблицу названия таксонов (типов, классов), раскройте значение ароморфозов
Возникновение основных ароморфозов у животных
Ароморфоз | Таксон | Значение |
1. Появление костной челюсти | класс костные рыбы | формирование внутренней опоры, поддерживающей опоры тела |
2. Появление хорды | тип хордовые | совершенствование питания |
3. Возникновение легочного дыхания | класс земноводные | выход животных на сушу |
4. Появление в яйце защитной оболочки | класс пресмыкающие | возможность размножения на суше |
5. Появление пятипалой конечности | класс земноводные | облегчение передвижения по суше |
6. Появление роговых покровов | класс пресмыкающие | возможность жизни вне водоёма |
7. Внутреннее оплодотворение | класс пресмыкающие | возможность размножения на суше, гарантия выживания зародышей |
8. Возникновение четырехкамерного сердца | класс птицы | теплокровность, усиление обмена веществ, более широкое распространения |
9. Появление перьев | класс птицы | способность к полёту |
10. Появление волосяного покрова, выкармливание детенышей молоком |
класс млекопитающие | повышение выживания потомства, совершенствование терморегуляций |
6. Рассмотрите коллекцию насекомых. Выявите основные алломорфозы у представителей разных отрядов, сравнив их окраску, строение конечностей, крыльев, тип ротового аппарата. Результаты занесите в таблицу
Алломорфозы у насекомых
Объект | Особенности окраски тела и строения органов насекомых | |||
Окраска тела | Конечности | Крылья | Тип ротового аппарата | |
обыкновенный комар зелёный кузнечик майский жук |
|
пары
прыгательные бегательные |
1 пара жужелица
1 пара кожистые надкрылья 1 пара надкрылья, 2 пары перепончатых крыльев |
колюще-сосущий
грызущий грызущий |
Ответ:
Алломорфозы не повышают уровень организма, но помогают организмам приспособляться и максимально освоить среду обитания.
7. Сделайте вывод о значении ароморфозов и алломорфозов в эволюции растений и животных
Таким образом ароморфозы повышают уровень организации живых организмов, а алломорфозы способствуют более полному освоению среды.