Тема 25
1.
а) прямая борьба за существование, косвенная борьба за существование, конкуренции, наследственная изменчивость, естественный отбор (нужное подчеркните).
б) прямая борьба за существование, косвенная борьба, взаимопомощь (нужное подчеркните).
2. Выберите верные утверждения (буквы с правильными ответами обведите кружком)
а) Учение о формах естественного отбора в популяциях организмов разработал Ч. Дарвин.
б) Внутривидовая борьба за существование носит наиболее острый характер, так как особям в популяции одного вида необходимы одинаковые условия для существования.
в) Конкуренция между растениями пшеницы на одном ноле за свет, влагу, минеральные соли калия, фосфора, азота — это пример косвенной борьбы за существование.
г) Примером действия движущего естественного отбора является существование реликтового растения гинкго двулопастного.
д) Примером действия стабилизирующего отбора является появление раннецветущей и позднецветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах.
3. Приведите примеры косвенной борьбы за существование между организмами разных видов
Львы и гиены; вороны и воробьи в городе (борьба за пищу); берёза и ель в смешанном лесу (борьба за свет).
4. Как вы думаете, почему до настоящего времени существуют такие виды, как рыба латимерия, известная еще в девонском периоде?
Результат действия стабилизирующего отбора, были ликвидированы все отклонения от генотипа.
5. В тропиках растения и животные приспособлены к относительно постоянной температуре и не переносят более низких (ниже 25 °С) и более высоких (выше 35 °С) температур. Какая форма естественного отбора привела к такой норме реакции?
Движущая форма отбора.
6. Понаблюдайте за поведением голубей (ворон, синиц, воробьев). Как вы думаете, происходит ли между ними борьба за существование? Если да, то какую форму борьбы за существование можно наблюдать? К чему она ведет?
Между ними существует косвенная внутривидовая борьба за пищу и территорию. Борьба может привести гибели части особей.
7. Сравните движущий и стабилизирующий отбор. Заполните таблицу. Сделайте вывод — в чем заключаются сходство и основные различия в действии этих двух форм естественного отбора?
Формы естественного отбора
Форма отбора | В каких условиях действует | Направление отбора | Примеры |
Движущий | постоянно изменяющиеся условия | образование новых видов | утрата конечностей у змеи |
Стабилизирующий | относительно стабильные условия | сохранение генотипа вида | латимерия, опосум, гинкго |
В обоих вариантах у нас есть генетическое разнообразие. Но в первом случае это ведёт к возникновению новых видов, а во втором они ликвидируются.
8. Существует мнение, что два близких вида, проживающие на одной территории, остро конкурируют между собой, и в конечном итоге один из них неизбежно вытесняет другой. Почему же мы часто можем наблюдать, что два близких вида живут в одной местности, на одной и той же территории на протяжении длительного времени, казалось бы, в одних и тех же условиях, и не вытесняют один другого?
Они занимают на одной местности разные экологические ниши, например добычу они ловят в разных местах и не мешают друг другу. Также они могут питаться разной пищей или на территории этой пищи достаточное количество.