Практ. 2. Решение задач на составление и анализ цепей питания
1. Закончите предложения
Последовательность организмов, в которой происходит поэтапный перенос вещества и энергии от источника (предыдущего звена) к потребителю (последующему звену), называется трофической цепью.
Совокупность организмов, которые в зависимости от способа их питания и вида корма составляют определенное звено пищевой цепи, называется трофическим уровнем.
2. Определите правильно составленную пастбищную цепь питания
б) трава → кузнечик → лягушка → уж;
3. Составьте пищевую цепь из следующих обитателей лесного сообщества: гусеницы, синицы, дубы, коршуны
Дубы → гусеницы → синицы → коршуны.
4. Определите функциональную роль в экосистеме следующих организмов
а) аскарида; б) волк; в) гнилостная бактерия; г) дятел; д) жук-навозник; е) жук-олень; ж) ель; з) клещ; и) подосиновик; к) сосна; л) сосновая пяденица; м) хлорелла; н) ястреб.
- Продуценты: ж, к, м;
- Консументы: б, г, з, е, л, и, а;
- Редуценты: в, д, з;
Составьте цепь питания из пяти трофических уровней, выбрав необходимые организмы из приведенного выше перечням.
Сосна → сосновая пяденица → дятел → ястреб → клещ.
5. Составьте две цепи питания из предложенного перечня организмов: белка, лягушка, ель, бабочка, куница, змееяд, стрекоза, чертополох, уж
- Чертополох → стрекоза → лягушка → уж → змееяд
- Ель → белка → куница
6. Дополните схемы следующих цепей питания
- а) тимофеевка луговая → бабочка → лягушка → змея;
- б) опавшая листва → червь → грибы → бактерии.
К какому типу относятся эти цепи питания?
- а) пастбищная цепь питания
- б) детритная цепь питания
7. Составьте сеть питания организмов, обитающих в школьном аквариуме. Объясните, почему исключение из этой системы моллюсков и инфузорий приведет к резкому нарушению ее равновесия
Если исключить моллюсков из цепочки, начнут вымирать рыбы, а дафнии неограниченно размножаться. Если исключить инфузории, начнут вымирать дафнии, рыбы и моллюски, а бактерии будут размножаться без сдерживающих факторов.