Практ. 1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания

1. Определите среду обитания предложенных для работы растений и животных.

Наземно-воздушная

2. Распределите предложенные растения по группам:

гигрофиты: рис, папирус
ксерофиты: кактус, алоэ, чертополох
мезофиты: яблоко, картофель

3. Выявите адаптации (морфологические, физиологические) к среде обитания у организмов одного вида растений и одного вида животных. Данные занесите в таблицу.

Приспособления растений и животных к среде обитания

Вид растения, животного Среда обитания Адаптации
Кактус наземно-воздушная Из-за малого количества осадков семейство кактусов обладает очень мясистым стеблем и толстым эпидермисом. В нем запасается вся влага на время засухи. Кроме того, кактусы имеют колючки, восковой налет на стебле, ребристость стебля. Все это предотвращает испарение влаги кактуса. Помимо этого, у большинства видов кактуса очень хорошо развит корень. Он уходит глубоко в почву или просто распространяется на поверхностиземли для сбора влаги.
Верблюд наземная Добывают воду, употребляя растения.

4. Объясните значение для организмов выявленных адаптаций

Повышают выносливость организмов и приспособленность к изменениям условий среды, помогают освоить её в большей степени, что ведёт к снижению конкуренции.

Сделайте вывод о соответствии особенностей строения растений и животных условиям их существования.

В зависимости от среды обитания (условий существования) появляются различные адаптации и изменения в строении растений и животных. (Или: Особенности строения растений и животных соответствуют среде их обитания.)

5. Разные группы животных, освоивших сушу, имеют сходные адаптации для существования в условиях пониженной влажности. Составьте схему классификации таких адаптаций

Адаптации
пониженная плотность среды; прочный экзоскелет; эндоскелет уменьшение испарения; роговые покровы, перьевой покров; кожные покровы совершенствование терморегуляции; перьевой покров; накопление жировой ткани; волосяной покров передвижение, формирование пятипалой конечности

6. Учащиеся, совершая экскурсию на водоем, обнаружили в неглубокой прибрежной части кладку икры лягушки. Исследуя кладку, они обратили внимание на любопытный факт: все икринки в кладке темной половинкой повернуты вверх, а светлой — вниз. Как можно объяснить этот факт?

Это приспособление, чтобы стать незаметным для хищников: светлые — на фоне светлой атмосферы для водных хищников, тёмные — на фоне тёмного дна для наземных хищников.