Тема 2

1.

а) Нижний предел толерантности организма к определенному экологическому фактору: экологический минимум, экологический максимум, пределы выносливости (нужное подчеркните).

б) Верхний предел толерантности организма к определенному экологическому фактору: экологический минимум, экологический максимум, пределы выносливости (нужное подчеркните).

2. Закончите предложения, вписав необходимые термины или понятия

а) Диапазон силы воздействия экологического фактора, в пределах которого максимально проявляются жизненные функции организма, — экологический оптимум.

б) Виды живых организмов, имеющие узкие пределы толерантности и способные существовать на ограниченных территориях с относительно постоянными условиями среды, — стенобионты.

3. Приведите примеры стено- и эврибионтных организмов

  • Стенобионты: карась, камбала, медведь коала.
  • Эврибионты: колюшка, стрекоза, краб.

4. Выберите правильные суждения (буквы с правильными ответами обведите кружком)

  • а) Каждый экологический фактор имеет лишь определенные пределы положительного воздействия на организм.
  • б) Благоприятная зона воздействия экологического фактора — зона оптимума.
  • в) Неблагоприятная зона воздействия экологического фактора па организм — зона пессимума.
  • г) Лимитирующими могут быть лишь некоторые факторы среды.
  • д) Экологическая валентность вида всегда уже толерантности каждой отдельной особи.

5. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов

Ответ:

  • а) влага;
  • в) ветер;
  • б) температура;
  • г) хищники.

Ответ:

Поскольку влаги в этой местности достаточно, хищники и ветер также не будут отклоняться от нормы. А температура может препятствовать распространению вида.

6. Для каждого вида существует лишь один лимитирующий фактор или их может быть несколько? Ответ обоснуйте

Лимитирующих факторов может быть несколько, т.к. несколько факторов одновременно могут отклоняться от нормы.

7. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим для следующих организмов (буквы с правильными ответами обведите кружком)

  • а) для водорослей в океане на глубине 6000 м (температура, соленость воды, содержание углекислого газа, свет);
  • б) для растений в пустыне летом (температура, свет, вода);
  • в) для скворцов зимой (температура, пища, кислород, влажность воздуха, свет);
  • г) для речной щуки в Черном море (температура, свет, пища, соленость воды, кислород);
  • д) для кабана зимой в северной тайге (температура, свет, кислород, влажность воздуха, снежный покров).

8. Как вы думаете, почему жара легче переносится в сухом воздухе, чем во влажном, а замерзнуть можно быстрее на морозе с сильным ветром, чем в безветренную погоду?

В первом случае факторы ослабляют воздействия друг друга, а во втором — усиливают.

9. Приведите примеры видов, которые по отношению к одному фактору ведут себя как эврибионтные, а по отношению к другому — как стенобионтные

Сосна по отношению к почве — эврибионт, по отношению к свету — стенобионт.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_11, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!