282-283

1. Проанализируйте список действующих лиц комедии «Вишнёвый сад». Есть ли среди них те, кто носит «говорящие» фамилии? Какие характеристики даёт героям А. П. Чехов в перечне действующих лиц? Можно ли согласиться с современными критиками П. Л. Вайлем и А. А. Генисом: «...фамилии в чеховских драмах случайны, как телефонная книга»?

Среди действующих лиц комедии «Вишнёвый сад» нет явных «говорящих» фамилий, которые бы напрямую указывали на характер или судьбу персонажей. В перечне действующих лиц А. П. Чехов дает краткие характеристики, скорее указывая на социальное положение и возраст героев, чем на их внутренний мир или ключевые черты характера. Поэтому можно согласиться с мнением П. Л. Вайля и А. А. Гениса о случайности фамилий в чеховских драмах, поскольку А. П. Чехов стремился к универсализации образов, делая акцент на внутреннем мире персонажей и их переживаниях, а не на символическом значении их имен или фамилий.

2. Составьте в тетради таблицу «Сюжет и композиция “Вишнёвого сада”» со следующими графами: номер действия, место в композиции произведения, события (что произошло), время.

Номер действия Место в композиции произведения События Время
1 Экспозиция Возвращение Раневской в имение с вишнёвым садом. Обсуждение продажи имения для погашения долгов. Весна
2 Завязка Подготовка к аукциону по продаже вишнёвого сада. Разговоры о будущем имения и его жителей. Лето
3 Кульминация Аукцион, на котором имение продается. Лопахин приобретает имение, в котором его предки были крепостными. Октябрь
4 Развязка Уход главных героев из имения. Имение готовится к большим переменам. Осень

3. Пользуясь материалами учебного пособия, которые следует дополнить цитатами из текста комедии, подготовьте сообщение «Символика образа вишнёвого сада в одноимённой пьесе А. П. Чехова». Найдите другие символы в этом произведении.

Вишнёвый сад в пьесе А. П. Чехова является ярким и многогранным символом. Он несёт в себе глубокие смыслы, отражая темы уходящей эпохи, перемен, утраты и памяти.

Первоначально сад символизирует красоту, неповторимость и историю рода Раневских. Он связан с самыми дорогими воспоминаниями героев: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!..» (Любовь Андреевна). Эти слова подчёркивают глубокую связь персонажей с их прошлым, с детскими и юношескими мечтами.

Однако, сад также символизирует неспособность героев адаптироваться к реалиям нового времени, их оторванность от жизни. «Вишневый сад» становится метафорой уходящей эпохи дворянства, которая не может найти себе места в меняющемся мире. Лопахин, символ новой эры, предлагает решение, которое воплощает дух времени — превратить сад в дачные участки: «...если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.»

Кроме вишнёвого сада, в пьесе присутствуют другие символы. Например, старый покойник Фирс, который остаётся в заброшенном доме, символизирует не только прошлое, но и его неизбежный упадок: «Жизнь-то прошла, словно и не жил...» Этот персонаж символизирует непреклонную верность старым традициям, которые уже потеряли свою актуальность.

Ещё один символ — разбитый биллиардный кий Епиходова, который может символизировать разрушение устоявшихся порядков и хаос, наступающий в жизни героев после продажи имения.

Символика в «Вишнёвом саде» Чехова отражает глубокие социальные и личностные конфликты, ставя перед читателем вопросы о ценности прошлого, о необходимости перемен и о трудностях, с которыми люди сталкиваются, пытаясь найти своё место в меняющемся мире.

4. Найдите художественные детали, характеризующие внешность и внутренний мир героя (по вариантам): Лопахин, Гаев, Трофимов, Раневская. Сравните результаты. Одинаков ли подход к созданию образов этих героев?

Лопахин

Внешность Лопахина в пьесе не описывается детально, однако через его действия и речь прослеживается его энергичность и практичность. Это подчёркивается его предложением по спасению имения от продажи: «...если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.» Лопахин символизирует новое время, новый класс предпринимателей, готовых на перемену ради достижения успеха.

Гаев

Гаев предстает перед нами как человек, живущий воспоминаниями и мечтами о прошлом. Его привязанность к старым временам и нежелание принять реальность выражается в его бесконечных монологах о прошлом и игре в бильярд, символизирующей его оторванность от реальности: «Дуплет в угол...».

Трофимов

Трофимов символизирует интеллигенцию, идеализм и мечтательность. Его фраза: «Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед!» подчеркивает его идеалистический взгляд на жизнь и веру в светлое будущее, несмотря на непонимание и насмешки окружающих.

Раневская

Раневская предстает как чувствительная и эмоциональная женщина, тяжело переживающая утраты и изменения в своей жизни. Её внутренний мир раскрывается через её любовь к вишнёвому саду, через страх перед потерей дома и через её отношения с другими персонажами, особенно с детьми: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!..».

Сравнивая результаты, можно заметить, что подход к созданию образов этих героев различен, отражая их уникальные внутренние миры и жизненные позиции. Если Лопахин и Трофимов символизируют движение вперёд и новые идеи, то Гаев и Раневская связаны с прошлым, с ностальгией и утратой. Это разнообразие подходов к созданию образов делает пьесу Чехова особенно многогранной и глубокой.

5. Опираясь на материал учебного пособия и текст произведения, составьте опорный конспект «Система образов в пьесе “Вишнё­вый сад”».

В пьесе «Вишнёвый сад» А.П. Чехов создаёт многогранную систему образов, каждый из которых вносит вклад в раскрытие тем и идей произведения. Главными образами являются:

– Любовь Андреевна Раневская – символ старого мира, неспособного адаптироваться к новым реалиям и изменениям.

– Аня и Варя – дочери Раневской, представляющие собой новое поколение, перед которым стоит выбор пути в жизни.

– Лопахин Ермолай Алексеевич – купец, символ новых порядков и предпринимательского духа, который в конечном итоге покупает вишнёвый сад.

– Трофимов Петр Сергеевич – студент, философствующий о будущем, символизирующий идеалы и мечты о лучшем будущем.

– Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской, не способный справиться с финансовыми проблемами, символ беспомощности аристократии перед лицом перемен.

– Фирс – старый лакей, ностальгирующий по прошлому, символ ушедшей эпохи крепостного права.

Ключевыми символами пьесы являются:

– Вишнёвый сад – символ утраченного мира, красоты и неповторимости жизни, которую нельзя вернуть.

– Звук лопнувшей струны – предвестник неизбежных изменений, символ конца эпохи и личных трагедий героев.

– Лопающаяся струна в конце пьесы – символ окончательного расставания с прошлым.

Система образов в пьесе «Вишнёвый сад» позволяет Чехову глубоко раскрыть тему социальных изменений в России на рубеже XIX-XX веков, проблему столкновения старого и нового миров, а также вечные вопросы смысла жизни и поиска личного счастья.

6. Среди всех деталей-символов в пьесе А. П. Чехов наибольшее значение придавал звуку лопнувшей струны: «Звук сложный, коротко не расскажешь, а очень важно, чтобы было именно то, что я хочу». Прокомментируйте таблицу, которая демонстрирует восприятие звука разными героями комедии.

Второе
действие
Ремарка: «Вдруг раздаётся отдалённый звук, точно с неба, звук
лопнувшей струны, замирающий, печальный»
Лопахин Гаев Петя Фирс
«Где-нибудь
далеко
в шахтах
сорвалась
бадья»
«А может
быть, птица
какаянибудь…
вроде цапли»
«Или
филин…» 
«Перед
несчастьем
тоже было:
и сова кричала,
и самовар гудел
бесперечь»
Четвёртое
действие
Ремарки: «слышится отдалённый», «точно с неба», «звук лопнувшей струны», «замирающий, печальный»

Звук лопнувшей струны в пьесе «Вишнёвый сад» является мощным символом, предвещающим конец эпохи и неминуемые изменения в жизни героев. Этот звук воспринимается разными персонажами по-разному, что отражает их внутренний мир и отношение к происходящим событиям:

– Лопахин интерпретирует его рационально, связывая со случайным событием в далёкой шахте, что символизирует его практический взгляд на жизнь и отсутствие романтических иллюзий.

– Гаев видит в этом звуке что-то поэтическое и таинственное, связывая его с природой, что отражает его склонность к мечтательности и нежелание сталкиваться с реальностью.

– Трофимов также не придаёт звуку конкретного значения, предполагая, что это может быть всего лишь звук животного, что говорит о его философском взгляде на жизнь и стремлении к идеалам.

– Фирс видит в этом звуке предвестие несчастья, что отражает его опыт и память о прошлом, где подобные знаки часто предвещали беду.

Звук лопнувшей струны выступает как символ грядущих перемен, который каждый персонаж интерпретирует в соответствии со своим мировоззрением и личным опытом, что ещё больше углубляет символизм и многогранность произведения.

7. Найдите афиши к «Вишнёвому саду» разных театров и разных лет. Сравните их с афишей к первой постановке, размещённой на форзаце 2. Какая кажется наиболее удачной? Что и почему было вынесено на афишу МХТ в 1904 году? Если бы вы продюсировали современную постановку комедии Чехова, что бы вы разместили на афише в качестве главного элемента?

На афише 1904 года МХТ для «Вишнёвого сада» вынесено название театра, пьесы и дата премьеры. Если бы я делал современную афишу, поместил бы изображение вишнёвого сада на фоне строек, символизирующее смену эпох.

8. Какой эпизод запечатлён на фотографии, где роль Раневской играет О. Л. Книппер (см. форзац 2)? Поясните свою точку зрения, подобрав соответствующие цитаты из текста. Обратите внимание на пейзаж, составляющий фон, и аксессуары героини.

На фотографии изображён эпизод прощания Раневской с родовым имением, в частности с вишнёвым садом. Это момент из четвёртого действия пьесы, когда Раневская готовится к окончательному уходу из дома, который теперь принадлежит другому человеку. Она в последний раз окидывает взглядом комнату и говорит: «Прощай, милый дом, старый дедушка. Пройдет зима, настанет весна, а там тебя уже не будет, тебя сломают. Сколько видели эти стены!» Любовь Андреевна держит в руке зонтик и шляпу, что указывает на её готовность к отъезду, а пейзаж на фоне фотографии подчёркивает связь героини с родовым гнездом и природой, которую она теряет.

9. Рассмотрите издания разных лет, куда входили пьесы А. П. Чехова (см. форзац 2). Есть ли нечто общее в оформлении обложек представленных книг? Как это можно объяснить? Создайте проект обложки для современного отдельного издания пьесы «Вишнёвый сад» А. П. Чехова.

На обложках представленных изданий пьес Чехова можно увидеть общий элемент — изображение сцены или элементов сценографии, что связано с театральной природой произведений. Это может быть как иллюстрация к конкретной пьесе, так и символическое представление театра в целом. Такое оформление подчёркивает драматический жанр произведений и их связь с театральным искусством.

Создавая проект обложки для современного издания пьесы «Вишнёвый сад», я бы выбрал изображение вишнёвого сада, который является ключевым символом и центральным местом действия пьесы. На переднем плане можно было бы разместить фигуры героев в характерных позах или момент прощания с садом. Также важно передать атмосферу уходящей эпохи, поэтому цветовая гамма должна быть нежной и немного меланхоличной. На обложке можно было бы использовать элементы старинного оформления, что подчеркнуло бы исторический контекст произведения.

10. Для самостоятельного выполнения.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_10, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!