259-260. Попрыгунья

1. Прокомментируйте, почему и как изменялось название рассказа.

Изменение названия рассказа Чехова связано с его поисками наиболее точного и вместе с тем выразительного заглавия, которое бы полностью отражало суть произведения. Сначала автор предлагает назвать его просто «Рассказ» или «Обыватели», что указывает на его неопределённость и поиск идеи. Позже он решает назвать рассказ «Великий человек», но это название его также не устраивает, поскольку, видимо, оно не полностью отражает иронию и глубину проблемы, поднятой в произведении. В итоге Чехов выбирает название «Попрыгунья», которое лучше всего, по его мнению, соответствует содержанию рассказа и отражает его идею о пустоте и легкомысленности главной героини.

2. Составьте сравнительную таблицу «Жизненные ценности Ольги Ивановны и Осипа Степановича Дымовых», выписав в одну графу нравственные и смысловые ориентиры жены, в другую — мужа. Докажите с помощью цитат, кто в рассказе является носителем истинных, а кто — ложных ценностей.

Ольга Ивановна Осип Степанович Дымов
Любит богемную жизнь, шумные вечеринки, яркие знаменитости. Ведёт размеренную, спокойную жизнь, читает лекции, работает в больнице.
Окружила себя актёрами, певцами, литераторами, музыкантами. Занимается научными исследованиями.
Стремится к встречам с гениями и талантливыми людьми в мнимой творческой интеллигенции. Посвящает жизнь служению Родине и науке.

Из сравнения видно, что Ольга Ивановна живёт в мире ложных ценностей, стремясь к поверхностному общению и признанию в среде богемы, в то время как Осип Степанович следует истинным ценностям, посвящая себя науке и реальной помощи людям.

3. Критики отмечают, что всё в доме Дымовых строилось по «закону перевёрнутых отношений», например, главой семьи был не Дымов, а жена. Продолжите этот ряд, обратив внимание на события, развернувшиеся после возвращения Ольги Ивановны из поездки по Волге.

Действительно, в семье Дымовых жена была более активной и доминирующей, в то время как муж, будучи выдающимся ученым, занимал более пассивную роль в бытовых и семейных вопросах. После возвращения Ольги Ивановны из поездки по Волге усиливается её стремление к самоутверждению за счет внимания других мужчин, что еще больше отдаляет ее от мужа.

4. Порассуждайте, что стало причиной смерти Дымова. Почему исследователи утверждают, что в трагедии «виноват не один только дифтерит»? Какие человеческие пороки осуждает в этом рассказе А. П. Чехов?

Причиной смерти Дымова стал не только дифтерит, но и нравственное истощение, вызванное предательством и бесчувственностью жены. Это отражает осуждение Чеховым эгоизма и легкомыслия.

5. Напишите несколько страниц личного дневника от имени Ольги Ивановны. На каких событиях вы остановите свой выбор?

«20 июня. Сегодняшний день был наполнен суетой и бесконечными встречами. Я вновь окружена людьми, которые, кажется, любят меня за мою энергию, мою страсть к искусству. Но в глубине души я чувствую пустоту. Возвращаясь домой, я нашла Осипа за работой над его научной статьёй. Его преданность работе, его спокойствие всегда поражали меня, но сегодня это вызвало во мне неожиданную боль. Почему я не могу быть такой, как он? Почему я не вижу истинной ценности в тихой, преданной работе?»

«1 июля. Всё больше времени я провожу вне дома, и каждый раз возвращение кажется всё более тяжёлым испытанием. Осип не жалуется, но я вижу, как его глаза тускнеют с каждым моим новым увлечением. Сегодня он попытался рассказать мне о своём исследовании, но я не смогла удержать внимание. Меня пугает, что мои интересы так далеки от его жизни. Что со мной не так?»

«15 июля. Сегодня произошло нечто, что заставило меня задуматься о своей жизни. Я встретила Рябовского, и он, казалось, был рад мне, но его взгляд был пуст. Внезапно я осознала, что все эти годы я искала признание и любовь там, где их никогда не было. Почему я не видела, что истинная любовь и преданность были рядом со мной всё это время? Осип... он всегда был со мной, но я так мало давала ему взамен.»

«30 июля. Последние дни я провела, пытаясь говорить с Осипом, пытаясь объяснить ему мои переживания, моё осознание. Но слова застревают у меня в горле. Как я могу объяснить ему мои ошибки, когда я сама едва понимаю, как могла так заблудиться? Осип прощает меня, он говорит, что всё в порядке, но я вижу грусть в его глазах. Это разбивает мне сердце.»

«5 августа. Я начинаю понимать, что моё спасение, моё искупление лежит в том, чтобы быть рядом с Осипом, поддерживать его, учиться у него терпению и преданности. Может быть, я всё ещё смогу найти в себе силы измениться, стать лучше. Он заслуживает этого. Он заслуживает той жены, которая будет рядом не только телом, но и душой. Я надеюсь, что ещё не поздно.»

6. Как сложится дальше жизнь Ольги Ивановны? Л. Н. Толстой, например, не верил, что она сможет измениться. Предложите свой вариант продолжения рассказа «Попрыгунья».

После глубоких раздумий и осознания своих ошибок, Ольга Ивановна стоит перед необходимостью кардинальных изменений в своей жизни. Понимая всю глубину своего одиночества и потери, она может посвятить себя поиску истины и настоящего смысла существования, который так и не нашла в светской жизни. Возможно, она начнет заниматься благотворительностью или искусством, но уже не ради пустой славы, а в попытке найти истинные ценности и внести реальный вклад в мир.

Однако путь к искуплению будет непростым. Без поддержки и любви мужа Ольга Ивановна вынуждена столкнуться со своими демонами в одиночку. Ей придется переосмыслить свои прошлые убеждения и действия, а также пройти через боль потери и горечь осознания своей роли в судьбе Осипа Степановича. В этом процессе она может обрести новых друзей, искренне разделяющих её ценности и помогающих ей на пути к самопознанию и искуплению.

Ольга Ивановна также может обратиться к написанию мемуаров или книги, где поделится своими переживаниями, ошибками и выводами, которые она сделала, проходя свой жизненный путь. Она может стать голосом, призывающим к искренности, самопознанию и важности подлинных человеческих отношений.

Также не исключено, что Ольга Ивановна попытается найти новую любовь, но её предыдущий опыт заставит её подходить к выбору партнёра гораздо более осознанно. Возможно, она найдет человека, разделяющего её новые убеждения и жизненные ценности, с которым сможет построить отношения на взаимоуважении и поддержке.

В любом случае, жизнь Ольги Ивановны после смерти мужа будет полна испытаний, но именно они помогут ей обрести истинный смысл и ценность жизни. Она сможет превратить свою потерю в силу, которая направит её к новым горизонтам самопознания и самореализации.

7. Посмотрите экранизацию рассказа — одноимённый фильм «Попрыгунья» (режиссёр С. И. Самсонов, 1955 год). Какие детали использует режиссёр, чтобы показать отдалённость Дымова и его жены друг от друга? Какой эпизод отсутствует в рассказе, но введён в развитие киносюжета? Какую смысловую нагрузку он несёт в фильме?

В фильме использует различные визуальные средства для демонстрации отдалённости между главными героями, например, сцены, где они находятся в разных концах комнаты или даже снимаются через зеркала, что подчёркивает их эмоциональную разобщённость. Отсутствие в рассказе, но введённое в киносюжет, могло быть событие, связанное с публичным унижением Дымова Ольгой перед гостями, что усиливает смысловую нагрузку его терпения и её легкомысленности.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_10, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!