211. Изображение войны

1. На основании текста создайте хронологию войны (1805—1807 или 1812 года — по выбору), определив, каким образом в ней участвуют герои эпопеи: Андрей Болконский, Николай Ростов, Пьер Безухов и др. (не менее трёх). Сделайте вывод о том, как боевые действия повлияли на судьбу и мировоззрение выбранных героев.

Год Событие Участие героев Влияние на судьбу и мировоззрение
1805 Шенграбенское сражение Андрей Болконский и Николай Ростов Андрей и Николай сталкиваются с реальностью войны, что влияет на их взгляды и дальнейшие действия.
1805 Аустерлицкое сражение Андрей Болконский, Николай Ростов Андрей испытывает разочарование после попытки героизма и стыд, Николай осознает бессмысленность своих действий.
1805 – 1807 Русско-австро-французская война Пьер Безухов Пьер сталкивается с последствиями войны, что заставляет его переосмыслить свои взгляды на героизм и войну.

2. Письменно сравните Аустерлицкое и Бородинское сражения по плану: на каком этапе войны состоялось, цель и результат сражения, роль Кутузова в битве, кто (что) сыграл(о) в сражении решающую роль. Объясните, почему именно эти битвы подробно описаны Л. Н. Толстым.

Критерий Аустерлицкое сражение Бородинское сражение
Этап войны Начальный этап войны 1805 года Ключевой момент Отечественной войны 1812 года
Цель сражения Предотвращение вторжения Франции в Англию Сохранение нации, независимости России
Результат сражения Полный разгром русско-австрийских войск Моральное превосходство русских, несмотря на потери
Роль Кутузова Игнорирование мнения Кутузова, что привело к поражению Руководство духом армии и влияние на боевой настрой войск
Решающая роль в сражении Ошибки командования и паника среди войск Самоотверженность простых солдат и народное партизанское движение
Причина подробного описания Толстым Демонстрация последствий игнорирования опытного военачальника и влияния на судьбы героев Показ важности народного участия в войне и воздействия на национальный дух

3. Проведите параллели между «Бородино» М. Ю. Лермонтова и изображением этой битвы у Л. Н. Толстого. Почему писатель утверждал, что зерном его романа было стихотворение М. Ю. Лермонтова?

Параллели заключаются в акценте на патриотизме, героизме простых солдат и значимости сражения для русского народа. Толстой мог видеть зерно своего романа в стихотворении Лермонтова, так как оба произведения выражают глубокий национальный дух и поднимают тему народного единства против внешнего врага.

4. Рассмотрите на форзаце 2 иллюстрацию Д. А. Шмаринова и фрагмент из кинофильма «Война и мир» (1967). Установите, как связаны представленные на них эпизоды. Сравните их с текстом Л. Н. Толстого. Как писателю, художнику и режиссёру удалось достигнуть многоголосия в изображении Бородинского сражения?

На иллюстрации изображён М. И. Кутузов на командном пункте в день битвы, что соответствует тексту Толстого о роли Кутузова в руководстве армией. Во фрагменте фильма видны сцены боев и взаимодействие героев, что также находит отражение в описании Толстого.

Писатель, художник и режиссёр достигли многоголосия, используя разные средства: Толстой через слово, Шмаринов через изобразительное искусство, а режиссёр фильма через визуальные и драматические элементы кино. Они показали разные точки зрения, эмоции и атмосферу сражения, создавая многослойное и многогранное изображение событий.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_10, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!