190. Л. Н. Толстой

1. Составьте опорный конспект (таблицу, схему), отражающий основные этапы жизненного и творческого пути Л. Н. Толстого.

Период Жизненные события Творчество
1828–1847 гг. Рождение в Ясной Поляне, смерть родителей, образование под руководством гувернёра-немца Первые литературные интересы
1844–1851 гг. Учёба в Казанском университете, переезд в Ясную Поляну Начинает вести дневник
1851–1856 гг. Служба в армии, Кавказ и Севастополь «Севастопольские рассказы», повесть «Детство»
1863–1869 гг. Работа над романом «Война и мир» «Война и мир»
1870–1877 гг. Работа над романом «Анна Каренина» «Анна Каренина»
1880-е Философский кризис, создание собственной философии «Исповедь»
1890-е Общественная и публицистическая деятельность «Воскресение», «Крейцерова соната»
Последние годы Гуманитарная помощь, конфликт с церковью «Хаджи-Мурат», публицистика
1910 г. Смерть на станции Астапово Последние записи в дневнике

2. Как характеризует Л. Н. Толстого составленный им в юности жизненный план? Что из него удалось воплотить в действительность?

Жизненный план Л. Н. Толстого характеризует его как человека, стремящегося к знаниям и самоусовершенствованию. Из плана удалось воплотить в действительность многие пункты: он стал великим писателем, получил образование в различных областях, в том числе владел 16 языками, и занимался педагогикой, открыв собственную школу для крестьянских детей.

3. В чём новаторство Л. Н. Толстого в изображении войны? Какое влияние на писателей ХХ века оказали его рассказы о войне? Что роднит творчество В. Быкова, А. Адамовича с произведениями военной тематики Л. Н. Толстого?

Новаторство Л. Н. Толстого заключается в том, что он изображал войну без героизации, как обыденное и трагическое событие. Его рассказы оказали влияние на писателей ХХ века, предоставив им новый взгляд на описание войны, где акцент делается на внутренних переживаниях человека и реальности военного времени. Творчество В. Быкова и А. Адамовича роднит с произведениями Толстого глубокий психологизм и правдивость изображения войны.

4. Опираясь на материалы учебной статьи, покажите, как постепенно писатель шёл к созданию собственной философии. Почему философию Л. Н. Толстого называют непротивленчеством? Исчерпывается ли этой характеристикой учение великого писателя? Существуют ли приверженцы толстовства сейчас?

Постепенное создание собственной философии Л. Н. Толстым началось с волнений и мучений от осознания бессмысленности жизни, что привело его к идеям о нравственном самоусовершенствовании. Философию Толстого называют непротивленчеством из-за акцента на непротивлении злу насилием. Однако учение Толстого гораздо шире, оно включает идеи о мирной жизни, любви к ближнему, отказе от собственности и государственной власти. Приверженцы толстовства существуют и сейчас, они практикуют принципы непротивления и осуществляют социально значимые проекты.

5. Почему творчество Л. Н. Толстого называют вершиной, а иногда и завершением русского реализма? В чём, по-вашему, заключается значение наследия Толстого для русской и мировой культуры?

Творчество Л. Н. Толстого называют вершиной русского реализма, потому что он смог достигнуть невероятной глубины и правдивости в изображении жизни, человека и его внутреннего мира. Значение наследия Толстого для русской и мировой культуры огромно: его произведения стали эталоном литературного мастерства, а его философия и моральные принципы продолжают вдохновлять людей на поиск смысла жизни, доброту и справедливость.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_10, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!