245

1. В каких образах и картинах поэт изображает душу? Выпишите существительные, которые передают этот образ. Проанализируйте их и подумайте, что произойдёт с душой, если она не будет трудиться.

Душа изображается в образах рабыни, царицы, работницы, дочи. Эти существительные передают различные стороны души – её зависимость и в то же время величие, её роль в труде и в семье. Если душа не будет трудиться, она может «сорвать последнюю рубашку с тебя без жалости», что символизирует значительные потери и негативные последствия для человека.

2. Обратите внимание на роль глаголов в стихотворении: в какой форме они употреблены и почему?

Глаголы в стихотворении употреблены в повелительном наклонении («Не позволяй», «Гони», «Тащи», «Держи», «Хватай»), что подчёркивает необходимость активных действий в отношении души, важность непрерывного труда и самосовершенствования.

3. Почему первая и последняя строфы похожи по содержанию, но различны по интонации?

Первая и последняя строфы похожи по содержанию, поскольку обе подчёркивают необходимость постоянного труда души. Различие в интонации может быть обусловлено тем, что в начале стихотворения устанавливается задача – не дать душе лениться, а в конце – подводится итог, что душа обязана трудиться без устали. Это создаёт эффект завершённости и подчёркивает непрекращающийся цикл труда души.

Особенности философской лирики

1. На примере одного из изученных стихотворений Н. А. Заболоцкого покажите особенности философской лирики.

В стихотворении Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» автор обращается к вечным вопросам о смысле человеческой жизни, важности самосовершенствования и непрерывного духовного роста. Стихотворение призывает не поддаваться унынию и лени, а стремиться к знаниям, тем самым подчеркивая значение активной жизненной позиции и постоянного стремления к лучшему. Это произведение формирует целостную картину мира, где человек является активным участником, способным влиять на свою судьбу и мир вокруг себя через личностное развитие и самосовершенствование.

2. Подумайте, почему лирику Заболоцкого иногда определяют как пейзажно-философскую.

Пейзажные мотивы в его стихах служат фоном или средством для выражения философских идей, размышлений о месте человека в мире, о смысле жизни и универсальных ценностях. Таким образом, природные образы могут выступать в качестве метафор или символов, помогающих раскрыть философский подтекст произведений.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_8, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!