194-195

1. Что может удивить читателя в заглавии и подзаголовке стихотворения? Какими особенностями может обладать произведение с таким началом?

Читателя может удивить необычность приключения, произошедшего с реальным лицом – Владимиром Маяковским, а также обещание необычного события, произошедшего в обыденной обстановке – на даче летом. Произведение с таким началом может обладать элементами фантазии, неожиданными поворотами сюжета и глубоким смыслом, заключенным в необычной форме.

2. Составьте цитатный план стихотворения, определив в нём экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Перескажите кратко произведение.

Экспозиция: описание летнего пейзажа и настроения поэта.

Завязка: поэт, раздраженный ежедневными закатами, обращается к солнцу с криком.

Кульминация: солнце, восприняв приглашение, приходит к поэту на чай.

Развязка: после беседы с солнцем поэт меняет свое отношение и приходит к пониманию своего предназначения – светить стихами.

Кратко: Поэт на даче, раздраженный ежедневными закатами, приглашает солнце на чай. Солнце принимает приглашение, и в ходе их беседы поэт осознает свое предназначение – светить стихами, как солнце светит лучами.

3. Выпишите слова, отражающие изменение отношения поэта к солнцу до чаепития. Почему сначала используются резкие, грубые слова?

До чаепития поэт использует слова «Дармоед!», «занежен», «довольно шляться в пекло!». Резкие, грубые слова используются из-за раздражения поэта ежедневными закатами и его желания перемен.

4. Можно ли считать разговор солнца с поэтом кульминацией стихотворения? Как чувствует себя поэт в удивительном соседстве? С помощью каких деталей фантастическая ситуация приобретает оттенок обыденности?

Да, разговор солнца с поэтом можно считать кульминацией стихотворения, так как это самый неожиданный и важный момент сюжета. Поэт сначала испытывает страх и конфуз, но постепенно расслабляется и начинает общаться с солнцем как с равным. Фантастическая ситуация приобретает оттенок обыденности благодаря деталям чаепития, обычному разговору, разговоров о проблемах и советах.

5. О чём говорят поэт и солнце? Почему они так легко нашли общий язык?

Поэт и солнце говорят о трудностях своего «искусства» и обменяются взглядами на жизнь. Они легко нашли общий язык, потому что оба испытывают схожие чувства и стремления – быть полезными и вносить свет в мир своими способностями.

6. Какие художественные приёмы для создания образа солнца использовал поэт? Выпишите примеры олицетворения, гиперболы, метафоры, сравнения. Объясните их роль.

Олицетворение: «Я крикнул солнцу», «заговорило басом», «светило», «само, раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле», «бью по плечу его я», «Я буду солнце лить своё». Эти выражения придают солнцу человеческие черты, делая его полноценным действующим лицом стихотворения, способным на диалог и дружеские отношения с поэтом.

Гипербола: «в сто сорок солнц закат пылал», «ужасно злить меня вот это стало», «я погиб!». Преувеличение помогает передать силу эмоций и драматизм ситуации, а также усиливает впечатление от образа солнца как всемогущего и огромного.

Метафора: «закат пылал», «жара плыла», «солнце ало», «дух переводя», «стена теней, ночей тюрьма». Эти образные сравнения усиливают визуальность и эмоциональность текста, создавая богатую картину происходящего.

Сравнение: «сиди, рисуй плакаты» (сравнивает солнце с художником, который должен заниматься творчеством, а не бесцельно блуждать по небу). Сравнение помогает углубить характеристику солнца, представляя его в роли творца, подобного поэту.

7. Рассмотрите иллюстрацию на с. 193. Какие из выписанных выражений наиболее подходят к ней? В какой цветовой гамме вы бы оформили иллюстрацию Д. Д. Бурлюка?

На изображении видно, как человеческий силуэт кричит в сторону солнца, которое имеет лицо и изображено как живое существо. Выражения «Я крикнул солнцу», «само, раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле», «ввалилось; дух переводя, заговорило басом» наиболее подходят к данному изображению, так как они описывают взаимодействие поэта и солнца, придавая последнему человеческие черты, что соответствует изображенной сцене.

Иллюстрацию Д. Д. Бурлюка я бы оформил в тёплой цветовой гамме, используя яркие, насыщенные оттенки красного, оранжевого и жёлтого цветов, чтобы подчеркнуть энергию и тепло солнца, а также его важность в стихотворении.

9. Определите, кто и почему в стихотворении сравнивает поэзию и солнце. В чём Маяковский видит свой общественный долг и как понимает предназначение поэзии?

Поэт сравнивает поэзию и солнце в конце стихотворения, предложив солнцу вместе принести свет в мир « солнце своими лучами, а он – своими стихами. Маяковский видит свой общественный долг в том, чтобы «светить» своей поэзией, делая мир ярче и лучше, подобно солнцу, светящему всему на свете.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_8, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!