38-39

1. Каким пейзажем открывается рассказ? Как воспринимает природу рассказчик? Найдите пейзаж, завершающий произведение. Сравните два описания. Почему рассказчик по-новому увидел море и небо? Какой новый мотив появляется в описании природы? Почему?

Рассказ открывается пейзажем моря, описываемого как «огромное, лениво вздыхающее у берега», и неподвижного в дали под голубым сиянием луны. Рассказчик воспринимает природу как живую, вдохновляющую и таинственную. Завершается произведение описанием моря, написанным золотым узором звёзд на тёмно-синем небе и ожиданием откровения. В описании природы появляется новый мотив таинства и предчувствия откровения, поскольку рассказчик, вдохновлённый сказанием Рагима и образом Сокола, начинает чувствовать глубину и многогранность мира.

2. Для чего нужны фигуры рассказчика (автора) и старого чабана Рагима?

Фигуры рассказчика и старого чабана Рагима нужны для создания диалога между двумя мирами – мира природы и мира человеческой культуры. Рагим, как персонаж, связан с природой и традиционной мудростью, в то время как рассказчик представляет более современный и размышляющий взгляд.

3. В чём видит Сокол смысл и счастье жизни? Каким афоризмом автор выражает своё отношение к нему?

Сокол видит смысл и счастье жизни в свободе, храбрости и способности видеть небо, что символизирует высоту его стремлений. Афоризмом, выражающим отношение автора к Соколу, может служить фраза из песни о Соколе: «Безумству храбрых поём мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!»

4. Какую жизненную правду утверждает Уж? В чём он видит смысл жизни? Как пытается понять Уж правду Сокола и почему она ему недоступна? Каким афоризмом характеризует его автор?

Уж утверждает жизненную правду о том, что все конец один – смерть и превращение в прах. Он видит смысл жизни в приспособлении к земле, к реальности своего существования. Пытаясь понять правду Сокола, Уж прыгает в небо, но падает, так как не предназначен для полёта. Это показывает, что правда Сокола ему недоступна, ведь Уж привязан к земле. Афоризмом, характеризующим Ужа, может быть фраза: «Земли творенье — землёй живу я.»

5. Выпишите глаголы, характеризующие действия Сокола и Ужа, в той последовательности, в которой их употребляет автор. Как с их помощью передаётся читателю то эмоциональное напряжение, которое усиливается по мере стремления раненой птицы в последний раз ощутить радость свободы? Каким предстаёт в этой характеристике Уж?

Глаголы, характеризующие действия Сокола: вполз, лёг, сияло, дышали, бились, стремился, гремя, резал, падал, воя, пал, бился, испугался, отполз, понял, подполз, прошипел, ответил, вздохнул, увидишь, усмехнулся, подумал, встрепенулся, привстал, повёл, взглянул, крикнул, подумал, предложил, дрогнул, пошёл, расправил, вздохнул, сверкнул, скатился, скользя, падал, ломая, теряя, схватила, омывши, одела, умчала, бились, видно, лёжа, думал, взглянул, сказал, свернулся, прянул, блеснул, забыв, пал, рассмеялся, скрыть, обманут, верю, свернулся, гордясь. Уж предстаёт хитрым, изворотливым, но ограниченным и земным.

6. Вспомните, что такое аллитерация. Как использует её Горький, например, в отрывке о последних минутах жизни Сокола (от слов «И дрогнул Сокол...» до слов «...в морском пространстве» — с. 36)? Что вы «услышали», читая эти строки? Какое настроение они создают?

Аллитерация – это стилистический приём, при котором происходит повторение одних и тех же согласных звуков в начале слов или ударных слогов, расположенных рядом или на небольшом расстоянии друг от друга, что создаёт определённый ритм и звуковой рисунок в тексте. В отрывке о последних минутах жизни Сокола Горький использует аллитерацию, например, в фразах «И подошёл он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился.» Повторение согласных звуков создаёт звуковой рисунок, который напоминает взмахи крыльев птицы, её решимость и последний путь вниз к морю. Эти строки создают настроение трагизма, героизма и одновременно безысходности.

7. Почему свою сказку Рагим назвал песней? Как создаётся её напевность? Попытайтесь определить её размер и ритм. Изменяется ли он в повествовании о Соколе и об Уже?

Сказку Рагим назвал песней, вероятно, из-за её ритмичности и музыкальности, которые создаются за счёт использования определённого размера и ритма. Напевность сказки достигается также через использование ритмического повторения, рифм (хотя в тексте они не выделены), а также через некоторую мелодичность и эмоциональность, которая передаётся и через содержание, и через форму выражения. Размер и ритм в повествовании о Соколе и об Уже изменяются, подчёркивая характер действий и эмоциональное состояние персонажей: более стремительный и эмоционально насыщенный ритм в части о Соколе и более размеренный и рефлексивный в части об Уже.

8. В чём необычность композиции произведения? Встречались ли вы с такой композицией ранее? Какую роль здесь играет «обрамление»? Как оно связано с основным содержанием «Песни...»?

Необычность композиции произведения заключается в том, что основной сюжет о Соколе и Уже встроен в рамочный рассказ о встрече рассказчика с Рагимом у моря. Такая композиция с вкраплением историй в основной нарратив встречается в литературе и называется «рассказ в рассказе» или «рамочной структурой». «Обрамление» здесь играет роль связующего элемента между реальным миром рассказчика и миром сказки, а также создаёт атмосферу для восприятия «Песни о Соколе». Оно связано с основным содержанием сказки тем, что передаёт настроение, философское осмысление существования и отношения к жизни, свободе и смерти, что также является ключевой темой «Песни о Соколе».

9. Почему основное содержание «Песни...» передано в двух частях? В чём они противопоставлены?

Основное содержание передано в двух частях, потому что они демонстрируют два разных взгляда на жизнь и смерть, волю к свободе и отношение к собственным возможностям. В первой части изображено столкновение Сокола с Ужом, их разговор и последующий неудачный полет Сокола, который заканчивается его гибелью. Вторая часть описывает размышления Ужа после смерти Сокола и его собственную попытку полететь, которая также заканчивается неудачей, но с другими выводами. Части противопоставлены через образы Сокола, стремящегося к свободе и высотам, и Ужа, ограничивающего себя земными удовольствиями и прагматичным взглядом на жизнь.

10. Определите, какую смысловую нагрузку несли образы Сокола и Ужа в фольклоре. Каких людей обычно олицетворяют Сокол и Уж? Такими ли нарисованы они в «Песне...»?

В фольклоре образ Сокола часто ассоциируется с силой, храбростью, благородством и свободой, в то время как образ Ужа может быть связан с хитростью, подлостью и привязанностью к земле. В «Песне о Соколе» Сокол олицетворяет стремление к свободе, смелость, желание жить полной жизнью, даже ценой собственной жизни. Уж же представлен как существо, удовлетворенное своим миром и ограничениями, не стремящееся к высотам и риску.

11. Какой афоризм Горького, на ваш взгляд, наиболее ярко выражает поэтическую идею «Песни...»? Как вы понимаете сочетание «безумство храбрых»? Почему произведение, в котором бóльшее место отведено Ужу, названо «Песней о Соколе»? Какие общечеловеческие ценности воплощены в образе Сокола? Как, по-вашему, в этом произведении отразилось мироощущение писателя?

Афоризм Горького, который может ярко выражать поэтическую идею, может быть связан с величием человеческого духа и борьбой за свои убеждения. Например, «Человек – самое дорогое... Смысл жизни – в развитии всех духовных сил и способностей наших». Сочетание «безумство храбрых» обозначает действия, кажущиеся необдуманными или опасными, но приводящие к великим достижениям или изменениям. Произведение названо «Песней о Соколе», потому что, несмотря на то что в нем много внимания уделяется Ужу, именно Сокол является символом стремления к свободе и идеалам, вдохновляющим на подвиги. Образ Сокола воплощает общечеловеческие ценности мужества, стремления к свободе и несгибаемости духа. В этом произведении отражено мироощущение писателя через идеализацию борьбы за высокие идеалы и свободу, важность выбора и ответственности за свою жизнь.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_7, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!