Тема 2

1. Приведите примеры, как осуществляется взаимодействие атмосферы с другими геосферами Земли.

Благодаря геологическим и геохимическим процессам атмосфера получает из недр Земли значительную часть газов. Между атмосферой, литосферой и гидросферой происходит непрерывный обмен теплом и влагой. Атмосфера защищает органический мир Земли от воздействия ультрафиолетовой солнечной радиации, космических лучей.

2. Приведите примеры и объясните, как влияет атмосфера на человека и его хозяйственную деятельность.

Сельское хозяйство зависит от погодных и климатических условий. Климат влияет на водное и рыбное хозяйство через изменение уровня подземных вод, влажности почвы, количества льда в ледниках. Климатические условия определяют основные архитектурные, планировочные, гигиенические подходы к проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений.

3. Заполните таблицу, используя материал §4 учебного пособия и дополнительные источники информации.

Метеорологические элементы Примеры влияния метеорологических элементов на организм человека
Солнечная радиация Приводит к ожогам, преждевременному старению, повышает риск развития рака кожи и меланомы.
Давление воздуха При понижении давления кровь закипает и это приводит к закупорке сосудов, нередко со смертельным исходом.
Ветер Сильный ветер может вызвать мигрень и депрессию, препятствует правильному дыханию, вызывает одышку, беспокойство, бессонницу.
Влажность воздуха Повышение влажности воздуха приводит к повышению давления крови и появлению легочных кровотечений.
Температура воздуха Экстремальные t приводят к значительной смертности,

4. Много интересных и на первый взгляд необычных явлений связано с погодой. Объясните следующие погодные явления:

а) 

При тумане в воздухе находится бесчисленное множество мелких капелек воды, улучшающих звукопроницаемость, от чего шум электрички слышен лучше.

б) 

Потому что в теплую погоду бактерии активно размножаются, что приводит к испорченности продукта.

в) 

Да, может, но это случается крайне редко и происходит из-за прохождения смерча по поверхности моря/океана.

г) 

Да, пузыри, образующиеся на лужах во время дождя, свидетельствуют о том, что капли крупные. Крупные капли бывают только во время ливней, которые, как правило, длятся недолго.

д) 

Потому что на земле остаются водяные капли, которые резко замерзают во время первых морозов, поэтому образуются ледяные узоры.

е)

В сухом морозном воздухе мокрое белье сначала "замерзает" — вся вода превращается в лед, который затем постепенно испаряется из ткани благодаря сухости окружающего воздуха.

ж) 

Кристаллы льда оседают на наветренной стороне деревьев, проводов, образуя пышную красивую бахрому, придающую нарядный вид деревьям. Правильно их называть изморозью.

5. Заполните таблицу, используя материал §4 учебного пособия и дополнительные источники информации.

Отрасль хозяйства Какие элементы климата учитываются Как элементы климата используются в хозяйственной деятельности
Промышленность Воздух (а именно атмосферный азот), энергия солнца и ветра, водные ресурсы Из атмосферного азота производят минеральные удобрения, азот и аргон применяются в металлургии, химической промышленности
Сельское хозяйство Свет, тепло, влага Для произрастания растений необходимы углекислый газ и кислород, развитие растений происходит при определенной t
Сфера услуг Водные ресурсы, температура воздуха, осадки Эти элементы климата могут побудить совершить путешествие
Транспорт Метеорологические условия (дожди, снегопады, гололед, температурный режим) Скорость и плотность движения транспорта прямо и косвенно зависят от метеорологических условий
Торговля Свет, тепло, влага Данные элементы климата влияют на сельское хозяйство, что, в свою очередь, оказывает влияние на торговлю с/х культурами
Строительство Влага, энергия ветра и солнца Климатические условия определяют основные архитектурные подходы к строительству, эксплуатации зданий

6. Установите соответствие между природными зонами и гидротермическим коэффициентом, характерным для этих зон. Ответ запишите буквами.

Значение гидротермического коэффициента (ГТК) 1 2 3 4 5 6 7
≤ 0,3
0,3-0,5 0,5-0,7 0,7-1,0 1,0-1,3 1,3-1,5
≥ 1,5
Природные зоны г б а ж е д в

7. Используя материал §4 учебного пособия и интернет-ресурсы, определите, какие суммы БАТ (сумма активных температур выше 10 °C) соответствуют каждой сельскохозяйственной культуре.

Сельскохозяйственная культура Гречиха Картофель Кукуруза Овес
БАТ 5 8 6 3

 

Сельскохозяйственная культура Подсолнечник Просо Яровая пшеница Ячмень
БАТ 7 4 1 2

8. Проанализируйте различия климатических условий крупного города и его окрестностей. Выявите геоэкологические последствия этих различий.

Выводы: Высокие здания препятствуют циркуляции воздуха, а промышленные объекты загрязняют окружающую среду. В результате чего длительное пребывание на улице может повлечь за собой ухудшение самочувствия и заболевания дыхательных путей.

9. Заполните таблицу, используя материал §5 учебного пособия.

Основные источники антропогенного загрязнения воздуха Основные загрязняющие вещества
Тепловые электростанции Оксиды углерода, серы и азота, пыль, металлы
Черная и цветная металлургия Пыль, диоксид серы, фтористые газы, металлы
Химическая промышленность Оксиды углерода, серы и азота, сероводород, соединения фтора и хлора
Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность Углеводороды, сероводород
Производство строительных материалов Пыль
Транспорт Оксиды углерода и азота, углеводороды, тяжелые металлы
Сельское хозяйство Аммиачный газ, метан

10. Проанализируйте схему и ответьте на вопросы.

а) 

Увеличится число таких явлений, нетипичных для нашей страны, как шквалы, смерчи, ураганы, сильные подтопления городских улиц. Лесные пожары, усыхание лесов, снижение урожая грибов и ягод, миграция зверей, птиц и насекомых, смещение агроклиматических зон с юга на север на 100-120 км, выращивание новых сельскохозяйственных культур (персиков, киви, абрикосов).

б) 

Увеличение роста паразитарных и инфекционных болезней, развитие аллергии, повышение заболеваемости и дополнительные смертные случаи, появление климатических мигрантов из-за голода, природных катастроф, продовольственный кризис, потери в урожае сельскохозяйственных культур.

11. Перечислите и обоснуйте основные причины изменения климата.

Изменение климата вызвано хозяйственной деятельностью человека. В первую очередь — антропогенными выбросами диоксида углерода, метана, закиси азота и др. парниковых газов. Извержение вулкана — существенный фактор образования высоких концентраций аэрозольных частиц, вызывающих рассеивание солнечной радиации и поэтому заметные похолодания. Также на изменение климата влияет сжигание ископаемого топлива — нефти, газа, угля и др. и уменьшение поглощения выбросов CO2 из-за освоения новых земель и массовой вырубки лесов.

12. Заполните таблицу.

Характерны для: Последствия
Ландшафтов суши Начнется перемещение растений и животных. Ряд видов может быть потерян. Могут исчезнуть некоторые типы лесов. Леса умеренного пояса потеряют часть деревьев. Возникнут новые экосистемы. Ландшафты сдвинутся в сторону полюса и значительно изменятся. Пустыни станут еще суше.
Мирового океана Рост среднего уровня Мирового океана. Затопление низко расположенных территорий, разрушение берегов и сооружений, находящихся на них; увеличение солености подземных вод и воды в устьях рек. Возникновение значительной миграции населения с серьезными экономическими и политическими последствиями.
Водных ресурсов суши Усиление глобального круговорота воды. Уменьшение годового стока на 40-70%. Потребуются значительные капиталовложения для приспособления водохозяйственных систем к новым условиям. Особенно серьезные проблемы возникнут там, где сейчас большое водопотребление или вода сильно загрязнена.
Сельского хозяйства Увеличится фотосинтез и, возможно, урожайность. Снизится плодородие почвы. Увеличится вероятность распространения вредителей и болезней растений. Увеличение производства мяса и молока в теплые зимние сезоны и уменьшение в теплые летние сезоны. Увеличение смертности старых животных в результате тепловых стрессов. В развивающихся странах возрастет риск голода.
Энергетики Использование ветровой и солнечной энергии не даст существенного вклада в развитие мировой энергетики. Это связано с тем, что концентрация ветровой и солнечной энергии потребует огромных материальных вложений и удорожания электроэнергии.

13. Обоснуйте основные мероприятия и приемы, которые используются для защиты атмосферного воздуха от загрязнения:

а) санитарно-технические мероприятия (строительство сверхвысоких труб, установка газопылеочистного оборудования, герметизация производственных процессов).

б) технологические мероприятия (внедрение малоотходных или безотходных технологий, подготовка сырья, замена сухих технологических способов мокрыми).

в) пространственно-планировочные мероприятия (выделение санитарно-защитных зон, планировка городской и промышленной застройки в соответствии с преобладающими ветрами, озеленение).

г) контрольно-запретительные мероприятия (мониторинг загрязнения воздуха, временная приостановка загрязняющей деятельности, запрещение производства отдельных веществ).

д) законодательные мероприятия (законы, нормативные акты в области охраны окружающей среды, атмосферного воздуха и т.п.).

14. Разгадайте кроссворд "Геоэкологические проблемы литосферы и атмосферы".

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_11, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!