§ 31. Развитие образования и науки, культуры и спорта

2. Как вы оцениваете свой уровень знаний по истории Беларуси? Пригодятся ли вам эти знания сейчас и в будущем? Поясните, для чего.

Знания по истории Беларуси помогают глобально мыслить, осознать путь, который прошли наши предки. Проанализировав исторические явления, можно получить объяснение событиям, которые происходят в настоящее время. Это дает возможность спрогнозировать дальнейшее развитие событий, принять решение, скорректировать свое поведение. Каждый уважающий себя гражданин Беларуси должен знать свою историю, чтобы понимать менталитет белорусов, историко-культурные особенности республики. Поэтому знания по истории Беларуси пригодятся сейчас и в будущем.

3. В своем выступлении на четвертом Всебелорусском народном собрании Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко отметил: «Необходимо работать над созданием культурно-исторических брендов, которые могли бы ярко, позитивно и полно представить нашу страну…» Определите, что из культурно-исторического наследия Беларуси, отраженного в произведениях литературы и искусства, может быть использовано для создания современного имиджа нашей страны. Обоснуйте свой выбор.

Успехи белорусских деятелей науки и культуры укрепляют имидж независимого белорусского государства на международной арене. Ученые Беларуси проводят различные исследования, актуальные для человечества: лечение с помощью стволовых клеток, диагностика рака, создание искусственного интеллекта, систем беспилотного транспорта. В Книгу рекордов Гиннесса занесен самосвал БелАЗ. Республика Беларусь стала космическим государством и создателем собственной станции в Антарктиде. А ученый Жорес Алферов получил Нобелевскую премию за создание волоконно-оптической связи, которая стала основой современного интернета. Беларусь имеет богатое духовное наследие, поэтому многие писатели обращаются к исторической теме и посвящают свои произведения вопросам образования и развития республики.

4. Как бы вы ответили на вопросы, поставленные деятелями национальной культуры в своих произведениях: «Откуда мы? Что мы за нация? Куда мы идем и что нас ждет в будущем?» Проведите дискуссию среди одноклассников по этим вопросам.

Богатое культурное наследие Республики Беларусь формировалось на протяжении многих столетий. Наше государство имеет разнообразную историю: выделение из ветви восточных славян, развитие в составе России и Великого Княжества Литовского, формирование суверенной современной республики. Страна прошла разрушительные войны и восстания, стихийные бедствия, но белорусский народ сохранил, приумножил достижения предков и постоянно развивал науку, литературу, искусство, спорт, повышал свой культурный уровень. Белорусы являются трудолюбивым, открытым, толерантным, верующим, гостеприимным народом. Они гордятся своей культурой, языком и традициями. В настоящее время актуальна белорусская национальная идея — идея самобытности народа, осознание его национальных интересов. Сохраняя все созданное предками, развиваясь в соответствии с современными реалиями, Беларусь станет одной из развитых стран мира.

5. Какие из олимпийских достижений спортсменов Республики Беларусь вызывают у вас чувство гордости за нашу Родину?

Чувство гордости за нашу Родину вызывают олимпийские достижения следующих спортсменов Республики Беларусь:

- Александр Медведь — трехкратный чемпион Олимпийских игр, неоднократный чемпион мира по вольной борьбе, признан лучшим спортсменом Беларуси;

- Ольга Корбут — четырехкратная олимпийская чемпионка, которая первой из гимнасток выполнила запрещенное в настоящее время из-за опасности для здоровья сальто назад;

- Виталий Щербо занесен в Книгу рекордов Гиннесса как шестикратный победитель Олимпиады 1992 года;

- Дарья Домрачева — первая в истории республики женщина, которой присвоено звание Героя Беларуси за завоевание трех золотых медалей на одной Олимпиаде 2014 года.

6. Подготовьте сообщения о современных деятелях белорусской литературы и искусства, в творчестве которых находят отражение исторические сюжеты и мотивы родного края. Презентуйте сообщения при проведении урока обобщения по разделу V.

Леонид Мартинович Дайнеко (1940-2019 гг.) — один из современных деятелей белорусской литературы, в творчестве которого находят отражение исторические сюжеты. Леонид Дайнеко окончил Белорусский государственный университет. Писатель работал на Нижнетагильском металлургическом комбинате, на Витебской студии телевидения, затем на Белорусском телевидении. Леонид Дайнеко публикуется с 1961 года. Он является автором исторических романов «Меч князя Вячки», «След оборотня», «Железные желуди», которые раскрывают страницы истории Беларуси. Эти произведения посвящены развитию полоцкого княжества и периоду формирования Великого Княжества Литовского. Книги Леонида Дайнеко печатаются на разных языках мира.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_9, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!