§ 19. Погода и метеорологические явления
1. Самопроверка: знаете ли вы?
1. Какие метеорологические элементы характеризуют погоду?
Температура, влажность, атмосферное давление, ветер, облачность, осадки.
2. На какие группы делятся метеорологические явления?
· Явления, связанные с выпадением атмосферных осадков.
· Погодные явления связаны с особенностями прохождения солнечных лучей через атмосферу.
· Погодные явления, возникающие вследствие электрических явлений в атмосфере.
· Метеорологические явления, связанные с деятельностью ветра.
3. Как организуют наблюдения за метеорологическими элементами в атмосфере?
Наблюдения на земной поверхности регулярно ведутся на метеорологических станциях. Измерительные приборы размещают на открытой площадке на высоте 2 м в специальной метеорологической будке. Измерения на всех метеостанциях проводят с помощью одинаковых приборов каждые три часа. В полярных и труднодоступных горных районах, где сложно вести наблюдения, на помощь приходят радиолокаторы. Поскольку многие атмосферные процессы зарождаются в Мировом океане, в нем также ведутся наблюдения при помощи специальных радиобуев. Они в автономном режиме анализируют и передают данные температуры воды и воздуха, атмосферного давления, влажности.
Наблюдения вне приземного слоя до высоты 40 км проводят при помощи радиозондов. Для изучения более высоких слоев атмосферы используют искусственные спутники, благодаря чему значительно повысилось качество прогнозов погоды.
4. Приведите примеры опасных метеорологических явлений.
Ураганы, торнадо.
2. Практикум
1. Вам нужно объяснить младшим школьникам, что такое метеорологические явления на конкретных примерах. Для этого выберите их из предложенного списка: влажность воздуха, гроза, температура воздуха, гололед, снегопад, испарение, песчаная буря, радуга, иней, снежная крупа, гололедица. Какие из них можно отнести к опасным метеорологическим явлениям?
Метеорологические явления: гроза, снегопад, песчаная буря, радуга.
К опасным относят грозу и песчаную бурю.
2. Рассказывая о наблюдениях за погодой за прошедшие сутки, Дина сообщила: «Средняя температура утром составила +12 °С, вечером — –4 °С; количество выпавших за день осадков — 150 мм, относительная влажность составила 7 г/м3». Учитель и одноклассники поняли, что Дина наблюдений не проводила. Почему они так решили?
Если бы за день выпало 150 мм осадков, то надо было бы эвакуировать население. Это очень много.
Также не указаны никакие метеорологические явления, которые были в течение дня.
3. Давайте обсудим
1. Почему изучение атмосферных процессов над Мировым океаном не менее важно, чем над сушей?
Потому что над океаном часто формируются циклоны, которые влияют на погоду на суше.
2. Какие опасные метеорологические явления случаются в вашей местности?
Туман, молния, гроза.
3. Представители каких профессий особенно нуждаются в прогнозах погоды?
Пилоты самолетов, МЧС, военные.
4. Приглашаем к творчеству
Вспомните народные приметы приближающейся смены погоды.
Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.
Утка хлопает крыльями и чистится - к дождю.
Кошка лижет хвост - к ненастью.
Морские птицы садятся на воду - к хорошей погоде.
Соловьи всю ночь поют - перед ветреным днем.