§ 11. Разрешение межличностных противоречий

1. Приведите примеры использования разных стратегий поведения в конфликтной ситуации.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации:

1. Соперничество (принуждение). Конфликт дочери и родителей о выборе профессии. Девочка хочет стать дизайнером, а родители настаивают на профессии юриста.
2. Сотрудничество. В семье двое детей. Жена просит мужа посидеть с младшим ребенком, пока она отведет старшего в школу. Муж отказывается, так как ему срочно необходимо сдать проект. В итоге супруги договорились, что он посидит с ребенком, а жена поможет ему закончить проект.
3. Компромисс. На рынке покупатель хочет купить товар по одной цене, а продавец не хочет сбывать его по такой стоимости. В результате они сходятся на сумме, которая является чем-то средним.
4. Приспособление (уступка). Две сестры живут в одной комнате. Старшая ложится спать рано, а младшая хочет почитать перед сном книгу. Младшая уступила старшей и выключила свет.
5. Избегание (бездействие). Супруги поссорились. Муж увидел, что жена начинает нервничать, кричать. Он уходит из квартиры, чтобы не злить ее еще больше.

2. В чём отличие конструктивного и деструктивного разрешения конфликта?

В конструктивном разрешении конфликта используются такие стратегии, как компромисс и сотрудничество. Каждый участник конфликта осознает позицию другой стороны. Человек иногда поступается своими интересами ради интересов другого или люди выстраивают общение так, чтобы добиться частичного удовлетворения своих интересов. Конструктивное общение и поведение возможно только в результате волевого усилия, работы над собой.

В деструктивном разрешении конфликта могут применяться угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблемы. Итогом конфликта иногда может быть разрыв отношений.

3. Проанализируйте ситуации. Дайте рекомендации, как предотвратить конфликт.

Младшая сестра постоянно разбрасывает вещи по комнате, а старшей приходится убирать за ней. Старшая сестра пришла из школы
и увидела беспорядок в комнате.

В первой ситуации имеет место быть конфликт, где оппоненты — две сестры. Причина конфликта: постоянный беспорядок в комнате. Предотвратить конфликт можно с помощью компромисса: сестрам договориться по очереди убирать в комнате.

В общественном транспорте один пассажир нечаянно толкнул другого и не извинился за причинённое неудобство. Второй пассажир
в ответ нагрубил первому пассажиру.

Во втором примере возникла конфликтная ситуация в общественном транспорте. Один пассажир проигнорировал другого. Конфликт был бы исчерпан, если бы он извинился за то, что нечаянно толкнул второго.

Мама торопится закончить приготовления к приёму гостей и обнаруживает, что в доме нет хлеба. Она просит сына сходить в магазин. Но у него
скоро начало занятий в спортивной секции, и он не хочет опаздывать.

В третьей ситуации также возник конфликт между сыном и матерью. Предотвратить конфликт может приспособление (уступка) одного из оппонентов. Сын может выполнить поручение и опоздать на занятия или мама сходит в магазин сама, но тогда не успеет все приготовить к приходу гостей.

Как предотвратить конфликт:

1. Относиться друг к другу с уважением.
2. Контролировать свои отрицательные эмоции.
3. Научиться слышать и слушать другого человека.
4. Находить общие выходы из конфликтной ситуации.

4. С помощью вводной инфографики объясните выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации в зависимости от:

Ориентации на удовлетворение собственных интересов или интересов оппонента.

Если оппоненты в конфликтной ситуации ориентированы на удовлетворение собственных интересов, они выбирают соперничество. Человек отстаивает свои интересы, игнорирует другую сторону и не желает идти на компромисс.

Если же в конфликтной ситуации ориентируются на интересы оппонента, то выбирают сотрудничество. Оппоненты совместно принимают решение, которое ориентировано на взаимовыгодный результат и удовлетворяет интересы обеих сторон.

В зависимости от выбора быть активным или пассивным.

Активные стратегии подразумевают нахождение оптимального способа достичь ваших целей, но стоят больших ресурсов. К ним относят сотрудничество и соперничество.

К пассивным стратегиям можно отнести приспособление и избегание. Избегание — выход из конфликтной ситуации, не решая ее. Решение конфликта отложено, но отрицательные эмоции у человека остаются. Приспособление — стратегия, когда игнорируют свои интересы в пользу другого. Так часто поступают, чтобы не портить отношения с человеком.

5. Найдите в СМИ сообщение о каком-либо конфликте (межличностном, межгрупповом, семейном и др.). Представьте информацию о нём по следующему плану:

Сообщение в СМИ. Семейный конфликт в поселке Энергетиков в Минской области: 27 октября биологическим отцом из рук матери с применением силы был похищен 9-летний ребенок на глазах у других детей. Милиция проводит проверку. Известно, что мужчина не был ранее лишен родительских прав. 28 октября 2020 года должен состояться суд, который решит, с кем должен остаться мальчик.

Конфликтующие стороны: родители 9-летнего ребенка.

Спорный вопрос: с кем будет жить ребенок.

Причины возникновения конфликта: разногласия между супругами.

Метод разрешения конфликта: в данном случае урегулировать конфликтную ситуацию возможно только с помощью арбитража — обращение к третьей стороне (суд), которая примет решение по разрешению конфликта.

Стратегия решения конфликта — соперничество. Наблюдается открытая борьба за свои интересы, отец упорно отстаивает свою позицию.

Последствия: моральная травма ребенка из-за конфликта родителей, суд может запретить отцу видеться с мальчиком из-за его агрессивного поведения.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_9, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!