Раздел I. Стр. 52-54

Задание 1. Опираясь на приведенные даты, составьте короткий рассказ об истории белорусских земель с древности до начала нашей эры.

В 24-е тысячелетие до н. э. была найдена наиболее древняя стоянка человека в Беларуси, в это время появились первые люди на белорусских землях. В 22—21-е тысячелетия до н. э. была найдена вторая стоянка древнего каменного века. После начала потепления ледник на территории Беларуси начал таять и сошёл 14 тысяч лет назад. Появление животноводства произошло в период нового каменного века, в 3-м тысячелетии до н. э., благодаря этому человек получил возможность иметь запасы еды. Примерно в середине 3-го тысячелетия до н. э. первые индоевропейцы появились на территории Беларуси. В начале 2-го тысячелетия до н. э. наступил период бронзового века на территории Беларуси, а в период около 700 г. до н. э. — железный век. Славяне существовали давно, но в составе других народов, и только в VI в. славяне стали известны под своим собственным именем, в этот же период славяне появились и на белорусских землях.

Задание 2. Покажите на настенной карте или картосхемах учебного пособия:

1) основные направления заселения территории Беларуси людьми в каменном веке;
2) места первых стоянок человека каменного века (Юровичи, Бердыж);

3) местонахождение Красносельских шахт по добыче кремня;
4) территорию расселения балтов в бронзовом и железном веках;
5) пути расселения славян на территории Беларуси;

6) территорию расселения восточнославянских союзов племен кривичей-полочан, радимичей и дреговичей.

Задание 3. Перенесите таблицу в тетрадь и заполните ее.

Период Время Орудия
труда
Способы
добычи
пропитания
Наиболее
важные события,
явления
Древний каменный век 100 тыс. лет назад — 9-е тысячелетие
до н. э
скребки, остроконечники, резцы, простейшие копья, лук охота, собирательство потепление, таяние ледников, появление первых людей
Средний каменный
век
9-е тысячелетие
до н. э — 5-е тысячелетие
до н. э.
скребки, остроконечники, резцы, простейшие копья, лук охота,
рыболовство, бортничество и собирательство
климат стал ещё более благоприятным, образовалось первое постоянное население, расцвет присваивающего хозяйства
Новый каменный век 5-е тысячелетие
до н. э. — конец 3-го тысячелетия
до н. э. 
рыболовные гарпуны, крючки, кремневые топоры, мотыги появилось животноводство и земледелие одомашивание животных, появление производящего хозяйства и первобытного строя: люди начали жить группами, а затем объединяться в роды и племена

Задание 4. Объясните логические цепочки:

• появление земледелия и животноводства → расслоение общества:

Появление земледелия и животноводства позволило людям обеспечивать себя продуктами питания и накапливать излишки. Это дало возможность освободить некоторых людей от постоянного поиска еды и сконцентрироваться на других видах деятельности, что привело к усложнению трудовой деятельности. В результате, потребовались люди, которые могли бы управлять сложной жизнью общины. Эти люди – старейшины и вожди – получили право распоряжаться имуществом общинников, что позволило им стать богачами. В то же время в общине появились бедные семьи. Таким образом, благодаря земледелию и животноводству, началось расслоение общества: сформировались богатые и бедные слои населения.

• использование железных орудий труда → появление излишков продуктов:

Использование железных орудий труда позволило более эффективно обрабатывать земли, что привело к росту урожая и появлению излишков продуктов питания.

• развитие производящего хозяйства → появление знати (знатных людей):

Благодаря развитию производящего хозяйства стали появляться излишки продуктов, это позволило освободить некоторых людей от постоянной добычи пищи и создало условия для появления знати.

Задание 5. Сравните следующие явления:

• присваивающее и производящее хозяйство:

Присваивающее хозяйство заключается в присвоении природных ресурсов, например, собирательство ягод, а производящее — в самостоятельном производстве продуктов, например, земледелие и животноводство.

• родовую и соседскую общины:

Родовая община состояла только из родственников, а в соседскую общину кроме родственников входило ещё большое количество соседей.

• мотыжное и пашенное земледелие:

При мотыжном земледелии использовалась мотыга, которым человек рыхлил почв вручнуюу. А при пашенном земледелии использовали волов с рало, с помощью которого не только рыхлили, но и проводили борозды в земле, а затем с волами начали применять соху, которая отваливала пласт земли в сторону.

• дружину и военное ополчение:

Дружина была всегда с князем и отличалась более эффективным ведением боя, тогда как в ополчение входило простое менее боеспособное население, которое отличалось большим количеством.

Задание 6. Определите причины:

Причины возникновения имущественного неравенства: появление земледелия и животноводства, накопление излишков продуктов, что привело к появлению старейшин и вождей и расслоению общества.

Причины строительства городищ: появление железных орудий труда, рост урожайности, накопление имущества и продуктов питания, что привлекало грабителей. Для защиты поселения строились городища.

Причины замены каменных орудий труда железными: эффективность железных орудий, железные орудия труда позволили собирать бóльшие урожаи, поскольку позволяли легче и качественнее выполнять сложную работу земледельцев.

Причины появления княжеской власти: необходимость в централизации власти для противостояния захватчикам и успехах в сражениях и войнах.

Задание 7. Составьте рассказ на одну из тем (по выбору): «Охота на мамонта»; «Изготовление глиняной посуды»; «Строительство городища»; «Жизнь в славянском поселении»; «Труд земледельца»; «Возникновение городищ».

Охота на мамонта

Первобытные люди вели охоту на мамонтов, которые весили около 14 тонн. Одним мамонтом можно было прокормиться 2 месяца, а из шкуры сделать теплую одежду, соорудить шалаш. Одному человеку не удалось бы убить такое огромное животное и поэтому на охоту ходили группой. Охотники заманивали животное в ловушку. Шумом, криками и огнем они гнали мамонта в болото или глубокую яму. Когда животное попадало туда, его добивали и делили добычу.

Задание 8. Приведите 2—3 доказательства того, что:

•  история Беларуси является составной частью всемирной истории:

  1. белорусские земли всегда были тесно связаны с дальними и ближними землями;
  2. первые люди на белорусские земли пришли с других земель;
  3. белорусские земли подвергались влияниям с Востока и с Запада;
  4. люди с наших земель вписали свои имена в историю других стран.

• в VI — IX вв. совершенствовались сельскохозяйственные орудия труда и происходило развитие земледелия у восточных славян:

  1. появилось рало, а затем соха, которые в связке с волами позволили обрабатывать землю более эффективно;
  2. появился новый способ обработки земли — двуполье.

• восточные славяне в IX в. приблизились к созданию государства:

  1. появилась централизованная власть — князь;
  2. появились племенные княжения.