Упр. 274. Прочитайте. Объясните постановку двоеточия. Составьте план текста. Подготовьтесь к пересказу.

План текста

  1. Реформаторский — выдающийся русский языковед.
  2. Индивидуальность Реформаторского.
  3. Реформаторский прежде всего лингвист.
  4. Особенность работ Реформаторского.
  5. Научные интересы учёного.
  6. Реформаторский — прекрасный педагог, лектор, пропагандист лингвистики.
  7. Любовь к молодости и «молодым» идеям.

[Яркая, колоритная индивидуальность А. А. Реформатского проявлялась во всём]: в чём именно? [писал ли он научные работы, выступал ли с кафедры или сидел с гостями за столом].

[И во всех своих увлечениях лингвистом оставался]: а именно слушая оперные арии, он замечал особенности произношения, требующие лингвистических объяснений…

В работах А. А. Реформатского высокий уровень научной абстракции, конструктивная точность анализа органически сочетаются с пристальным вниманием к фактам живого языка: обобщающее слово к слову, звуку, оттенку звука. Язык интересовал А. А. Реформатского во всех своих проявлениях: обобщающее слово в звучащей и письменной речи, в бытовом разговоре…

[Научные интересы А. А. Реформатского были необычай но разнообразны]: а именно [ему принадлежат работы по фонетике, теоретическим вопросам грамматики…]. [И вот что замечательно]: что именно? [в каждой из этих отраслей Александр Александрович брался за решение самых трудных и сложных проблем современного языкознания]. В его лекциях «совмещалось несовместимое»: обобщающее слово строгое научное рассуждение, каламбур…].

[И ещё одна черта была присуща А. А. Реформатскому]: а именно [он любил молодость и «молодые» идеи в науке].