Упр. 269. Прочитайте. Определите типы предложений, отметьте и объясните разницу в их пунктуационном оформлении, постройте схемы предложений.

1. Известно было: что папе не везёт (бессоюзное). [ ]: [ ]. — О ды нях было известно, что дядя Толя ест их с солью (союзное, сложноподчинённое). [... нареч.], (что ...).

2. Помню: что однажды осенней ночью я почему-то про снулся и увидел лёгкий и таинственный полусвет в ком нате (бессоюзное). [ ]: [ ]. — Помню, что как раз в это время, между Становой и нами, влево от большой дороги, шёл ещё ни когда не виденный мною поезд (союзное, сложноподчинённое). [ ], (что ...). — Помню вводное, я часто думал тогда почему-то о Керчи (простое). [ ].

3. У меня впервые закралось сомнение: а за нашими ли собаками мы всё время мчались, высунув языки (бессоюзное)? прямой вопрос [ ]: [ ]? — Он давно сомневается, по верному ли следу мы бежим (союзное, сложноподчинённое). [ ], (... ли ...).

4. Стража обходила квартал и смотрела, не горит ли союз где огонь после назначенного часа (союзное, сложноподчинённое). [ ], (... ли ...). — Стража следила: а именно нет ли частица в городе пожара или народного волнения (бессоюзное)? [ ]: [ ]?

2. Какой частью речи являются выделенные слова? Одинакова ли их роль в предложении?

Не горит ли — союз, служит для связи частей сложноподчинённого предложения; нет ли — вопросительная частица.