Упр. 260. Прочитайте. Как вы считаете, почему бессоюзные предложения с перечислительными отношениями так широко используются в пейзажных зарисовках? В каких пейзажных зарисовках присут­ствует человек, отражается его настроение, физическое и эмоциональ­ное состояние? Какими средствами это достигается? Спишите, расставляя знаки препинания, решая орфографические задачи.

1. Жаркий полдень сушит на деревьях листья, отяжелевшие от зноя ветки бессильно свешиваются на забор; синими, оранжевыми глазками мелькают в кустах серёжки, в глубокие щели между досками видна сбегающая вниз тропинка. 2. Кусты зашевелились, вспорхнула полусонная птичка. Тёмно-синее небо посерело, подёрнулось нежными перистыми облачками; серый полумрак поднимался с земли. 3. Зажигались фонари, тепло освещались окна магазинов, чернели фигуры идущих по тротуарам, вечер синел как синька, в городе становилось сладко, уютно... 4. Вечер, тишина занесённого снегом дома, шумная лесная вьюга снаружи... 5. В шалаше тёплый резкий дух вялой травы. Звенит где-то крохотная пронзительная мушка, горячую тишину наполняет неутомимый, ровный, сухой стрекот кузнечиков.

Разбор по составу:

Бессильно.

Фонетический разбор:

Щели — 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

  • щ — [ш'] — согласный, мягкий, глухой;
  • е — [э] — гласный, ударный;
  • л — [л'] — согласный, мягкий, звонкий;
  • и — [и] — гласный, безударный.