Упр. 239. Докажите, что перед вами сложноподчинённые предложения с параллельным (неоднородным) подчинением. Постройте линейные схемы сложноподчинённых предложений. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

1. [Я не знал что?, (что ему ответить), и снова вернулся к разговору] какому?, (который мы не окончили).
[... глаг., (что ...), ... сущ.], (который ...).

2. (Когда я смотрел на Дымку), [я удивлялся] когда? чему?, (что у неё такие красивые глаза).
(Когда ...), [... глаг.], (что ...).

3. [Однажды летом, в июне когда именно?, (когда выдалась очень хорошая погода), доктор Гаспар Арнери решил отправиться в на прогулку], (чтобы собрать некоторые виды трав и жуков).
[Обст., (когда ...), ...], (чтобы ...).

4. [Я заинтересовался чем?, (почему он так хорошо говорит по-русски), и узнал] что?, (что он долго жил на русской границе).
[... глаг., (почему ...), глаг.], (что ...).

5. [Река какая?, (вдоль которой мы шли), то и дело круто поворачивала то вправо, то влево так] каким образом?, (что поблескивающее зеркало её упиралось вдали то в заросли ивняка, то в песчаный обрыв).
[Сущ., (... которой ...), ... так], (что ...).

2. Найдите «гусей» и «матрёшек», объясните постановку знаков препинания в сложных предложениях.

«Гуси»: 2 предложение; «матрёшки»: 1, 3, 4, 5 предложения.

3. Определите виды сочинительных союзов.

И — соединительный союз, то-то — разделительный союз.