Упр. 36. Прочитайте. Какие подтемы выбрал автор для раскрытия темы? Определите ключевые предложения в каждой подтеме и выпишите их.

Берёза

Рядом с высокой, сучковатой берёзой сделали автобусную остановку, и люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжёлые сумки и рюкзаки. Когда внизу сучки обломались, кто-то вбил в ствол дюжину гвоздей и забил костыль. Ржавый, с рваными острыми заусеницами, чтобы не вытащили. Берёза стала вешалкой.

Никто не замечал, как с каждым днём чахло дерево. На нём всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и в разгар лета, горбатое и сухое, стояло над дорогой, как белый памятник.

Мимо шёл человек в комбинезоне. Увидел берёзу, остановился. Приложил ухо к стволу, послушал и ушёл. Вернулся он с топором. Огородил дерево мелким частоколом, на израненный ствол табличку повесил: «Гвозди не вбивать. Живая» (По А. Чехлову).

Подтемы и ключевые предложения:

  1. Берёза на автобусной остановке. (Рядом с высокой, сучковатой берёзой сделали автобусную остановку, и люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжёлые сумки и рюкзаки.)
  2. Берёза стала вешалкой.
  3. Дерево чахнет. (Никто не замечал, как с каждым днём чахло дерево.)
  4. Человек в комбинезоне. (Мимо шёл человек в комбинезоне.)
  5. Доброе дело. (Вернулся он с топором. Огородил дерево мелким частоколом, на израненный ствол табличку повесил: «Гвозди не вбивать. Живая»)

2. В каком значении употреблены слова чахло и живая?

Слово чахло употреблено в значении погибало, слово живая употреблено в значении обладающая жизнью, подобно человеку.