§ 51. Химия и охрана окружающей среды

1. Назовите основные факторы, вызывающие химическое загрязнение окружающей среды.

Основные факторы: отходы химических и других производств, которые могут выбрасываться в атмосферу, канализацию, а иногда и в реки; выхлопные газы автомобилей и автобусов; безграмотное использование химических веществ в быту и на производстве.

2. К чему может привести сброс минеральных удобрений в водоемы? Почему появление синезеленых водорослей в них является тревожным признаком?

Появление минеральных удобрений в водоёмах ведёт к увеличению концентрации биогенных элементов (азота, серы, фосфора, калия и др.), которые способствуют бурному развитию водорослей, что приводит к превращению водоёмов в болота. Появление сине-зеленых водорослей является приметой начала загрязнения водоёма.

3. Какие экологически опасные газы могут выбрасываться в атмосферу при работе предприятия по производству: а) серной кислоты; б) азотной кислоты? Составьте уравнения соответствующих реакций.

а) При производстве серной кислоты — сернистый газ $\mathrm{SO_2}$ и серный газ $\mathrm{SO_3}:$

$\mathrm{4FeS_2+11O_2} \overset{t}{=} \mathrm{2Fe_2O_3+8SO_2\uparrow};$
$\mathrm{2SO_2+O_2} \overset{t,\,кат.}{=} \mathrm{2SO_3\uparrow + Q}.$

б) При производстве азотной кислоты — оксиды азота (II) и (IV):

$\mathrm{4NH_3+5O_2} \overset{t,\,кат.}{=} \mathrm{4NO+6H_2O};$
$\mathrm{2NO+O_2=2NO_2}.$

4. Приведите уравнения реакций, позволяющие объяснить, как в загрязненной атмосфере мрамор превращается в гипс.

Уравнения реакций превращения мрамора в гипс:

$\mathrm{\underset{мрамор}{CaCO_3}+H_2SO_4=CaSO_4+H_2O+CO_2}$
$\mathrm{CaSO_4+2H_2O=\underset{гипс}{CaSO_4}·2H_2O}$

5. Сравните экологическую безопасность органических и минеральных удобрений. Известны ли вам нормы внесения минеральных удобрений в почвы вашего региона?

При использовании минеральных удобрений необходимо учитывать состав почвы и её кислотность, строго придерживаться норм. Избыточное внесение азотных или органических удобрений приводит к тому, что нитраты попадают в пищу, делая непригодными для употребления.

Экологически более безопасны органические удобрения.

6. Какие средства защиты растений используются в вашем приусадебном (дачном) хозяйстве? Какие химические вещества входят в их состав? Внимательно прочитайте инструкцию к использованию пестицидов. Какие правила техники безопасности надо соблюдать при работе с ними?

Избыток пестицидов в почве по пищевым цепочкам способен попадать в организм человека и приводить к отравлениям. Их применение должно проводиться с соблюдением предписанных норм.

Техника безопасности:

1) нельзя пестициды хранить вместе с пищевыми продуктами;
2) при работе с пестицидами защищать рот и нос респираторами или марлевыми повязками;
3) при работе с пестицидами не разрешается курить, есть и пить;
4) после работы тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Запрещается детям и подросткам работать с пестицидами.

7. Подготовьте сообщение об экологических проблемах, связанных с получением и переработкой стекла, цемента.

Главными проблемами при производстве цемента являются:

1) выбросы пыли из дымовых труб;
2) газообразные выбросы в атмосферу (оксиды азота, серы, углерода и др.);
3) потребление энергии и сырья.

Главными проблемами при производстве стекла являются:

1) выбросы пыли силиката натрия;
2) сбросы загрязняющих веществ;
3) сброс сточных вод.

Подготовьте более развёрнутое сообщение самостоятельно.

8. Какие предприятия расположены в вашем районе (городе)? Какую продукцию они выпускают? Как осуществляется переработка отходов на этих предприятиях?

Ответ на это задание зависит конкретно от вашей местности