Тема 6. Высшие споровые растения

1. Рассмотрите рисунок. Укажите элементы, обозначен­ные на рисунке цифрами.

7-bio-65-1
  1. Протонема
  2. почки
  3. мужской гаметофит
  4. женский гаметофит
  5. антеридий
  6. коробочка
  7. архегоний
  8. яйцеклетка
  9. ножка
  10. споры

2. Заполните пропуски в предложениях.

Характерная особенность мхов — преобладание половой стадии в жизненном цикле над бесполой. Тело большин­ства видов мхов разделено на стебель и листья. А вот корни у мхов отсутствуют, их функцию выполня­ют ризоиды. Кукушкин лен — двудомное растение. На верхушке мужских растений развиваются антеридии, внутри которых образуется большое количество сперматозоидов. На верхушке женских растений развиваются архегонии, в каждом из которых развивается по одной яйцеклетке.

3. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • A. Многие мхи при наступлении неблагоприятных условий переходят в покоящееся состояние.
  • Б. У мхов хорошо развиты ксилема и флоэма.
  • B. Гаметофит — это бесполая стадия в жизненном цикле мхов.
  • Г. Для процесса оплодотворения мхам необходимо наличие воды.
  • Д. Внутри коробочки кукушкина льна располагается спорангий со спорами.

4. Ученик рассказал на уроке, что видел растения мха высо­той 2 м. Почему учащиеся не поверили ему? Ответ объясните.

Высота мхов может быть не более 20 см, растения больше высоты не могут обходится без корневой системы.

5. Мхи можно встретить везде, за исключением засолен­ных местообитаний. Объясните этот факт.

Мхам необходимо много влаги, а сама среда будет их обезвоживать.

6. Рассмотрите строение стебля сфагнового мха. Укажите, какие ткани обозначены на рисунке цифрами. Какие функ­ции они выполняют?

  1. водоносная, функция: запасение и проведение вод
  2. механическая, функция: опора
  3. сердцевина, функция: запасание питательных веществ
7-bio-67-6

7. Заполните пропуски в предложениях.

Взрослое растение сфагнового мха — это половое поколение в жизненном цикле растения. На нем образуются архегонии и антеридии. В антеридиях образуются сперматозоиды, а в архегониях — по одной яйцеклетки. Для процесса оплодотворения сфагновым мхам необходимо наличие воды. В результате оплодо­творения образуется зигота, которая дает нача­ло шаровидной коробочкибесполой стадии в жизненном цикле сфагнового мха.

8. Рассмотрите строение плауна булавовидного. Укажите, какие органы обозначены на рисунке цифрами. Какие функции они выполняют?

  1. спороносные колоски, функция: созревание спор
  2. листочки, функция: фотосинтез
  3. корни, функция: закрепление, поступление воды и минеральных веществ.
7-bio-67-8

9. Заполните таблицу, сравнив строение мхов, плаунов, хвощей и папоротников.

Признаки для сравнения Мхи Плауны Хвощи Папоротники
Жизненная форма травянистая травы травы травы
В жизненном цикле доминирует гаметофит спорофит спорофит спорофит
Гаметофит листостебельное растение заросток заросток заросток
Спорофит коробочка со спорами листостебельное растение листостебельное растение листостебельное растение
Особенности строения гаметофита не имеет корней, провод. тканей бесцветный, необходим симбиоз с грибами зелёный заросток, на нём архегонии и антеридии зелёная пластинка сердцевидной формы
Особенности строения спорофита имеет ножку, питается за счёт гаметофит растение с листьями, корнями, развитыми тканями растение с листьями, корнями и развитыми тканями большие листья, стебель — укороченное корневище

10. Проанализируйте таблицу из задания 9. Что общего у всех споровых растений?

Все представители существуют в форме трав, почти у всех в жизненном цикле доминирует бесполое поколение (спорофит).

11. У некоторых видов плаунов в их жизненном цикле форми­руются не подземные, а надземные заростки, способные к фо­тосинтезу. Как выдумаете, какие плауны — с подземными или с надземными заростками — развиваются быстрее? Почему?

С надземными заростками будут развиваться быстрее, т.к. способность к фотосинтезу обеспечивает поступление питательных веществ.

12. Рассмотрите рисунок. Выпишите в таблицу названия структур, обозначенных на рисунке цифрами. К какой ста­дии жизненного цикла относятся данные структуры? Какова функция каждой структуры?

Название структуры Стадия жизненного цикла
1. вайя спорофит
2. сорус спорофит
3. спораний спорофит
4. споры спорофит
5. сперматозоиды гаметофит
6. архегоний гаметофит
7. зародыш гаметофит
8. заросток гаметофит
9. спорофит спорофит
10. корневище спорофит

13. Сделайте вывод об особенностях строения и процессов жизнедеятельности папоротников. Чем отличаются папорот­ники от плаунов и хвощей?

Стебель имеет вид укороченного корневища, хорошо развиты проводящие ткани, листья вайи имеют стеблевое происхождение. Заросток — обоеполый.

14. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • A. Большинство ныне живущих папоротников являются многолетними травянистыми растениями.
  • Б. В тропиках можно встретить древовидные папоротники и папоротники-лианы.
  • B. Среди папоротников отсутствуют однолетники.
  • Г. Образование каменного угля связано с сухим холодным климатом во время каменноугольного периода.
  • Д. Человек широко использует каменный уголь в химической промышленности.

15. Большинство папоротников растут во влажных тенис­тых местах, чаще всего под пологом леса и по сырым овра­гам. Как можно объяснить это явление?

Ксилема папоротников представлена трахеидами, поэтому им необходима влажная среда обитания.

16. Очень важным в хозяйственном отношении водным папоротником является азолла. Ее широко культивируют на залитых водой рисовых полях. В листьях азоллы поселя­ется цианобактерия анабена, которая способна усваивать атмосферный азот, недоступный высшим растениям.

Как, по вашему мнению, этот папоротник помогает получать на одном поле по 3-4 урожая риса в год?

Листья азолла является удобрением азотных для почвы. Азот ускоряет развитие роста и развитие растений, что и помогает собирать несколько урожаев.

17. Заполните пропуски в предложениях.

Голосеменные — это растения, у которых образуются силема, но не формируется цветков и плодов. Наиболее широко распространенной группой голосеменных являются хвойные. Корневая система у них стержневого типа. Стебель хвойных покрыт корой, под которой находится хорошо развитая древесина. Она состоит главным образом из трахеид.

18. Выберите и подчеркните правильные варианты.

  • A. Большинство голосеменных — (вечнозеленые, листопадные) (деревья, кустарники, травы).
  • Б. В Северном полушарии широко распространены (сосны, ели, лиственницы, пихты, можжевельники, араукарии, агатисы), а в Южном полушарии — (сосны, ели, лиственницы, пихты, можжевельники, араукарии, агатисы).
  • B. Листья у сосны (игольчатые, овальные). Эпидермис листьев снаружи (густо опушен, покрыт толстым слоем воска). Это обеспечивает листьям (более активный фотосинтез, меньшую транспирацию, большую механическую прочность).

19. Составьте синквейн по теме § 44 учебного пособия.

  • Сосна;
  • голосемянные, хвойные;
  • распространяться, развиваться, проникать.
  • Хвойные растения — группа голосемянных.
  • Семенные растения.

20. Рассмотрите живые побеги различных голосеменных растений, растущих в вашей местности. Зарисуйте побеги трех видов голосеменных и выпишите те признаки, по которым этот вид можно отличить от остальных.

Задание, индивидуальное для каждой местности

21. Дайте определения терминам.

Микроспора — мелкие спор, из которых образуется мужской гаметофит.

Мегаспора — крупные споры, из которых развиваются женские гаметофиты.

Первичный эндосперм — многоклеточные женский гаметофит.

Спермий — мужские гаметы.

22. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • A. В жизненном цикле сосны доминирует половое поколение.
  • Б. В мужских шишках сосны образуется пыльца.
  • B. Семязачатки у сосны располагаются в женских шишках.
  • Г. У сосны в процессе оплодотворения участвует только один сперматозоид.
  • Д. Прозрачное крылышко на семени сосны — это приспособление для распространения семян ветром.

23. Рассмотрите рисунок. Выпишите в таблицу названия структур, обозначенных на рисунке цифрами. К какой стадии жизненного цикла относятся данные структуры?

Название структуры Стадия жизненного цикла
1. женские шишки 3-го рода спорофит
2. женские шишки 2-го рода спорофит
3. женские шишки 1-го рода гаметофит
4. мужские шишки спорофит/гаметофит
5. семязачаток гаметофит
6. пыльник спорофит
7. пыльцевая трубка гаметофит
8. семя гаметофит
9. проросток спорофит

24. Проанализируйте таблицу из задания 23. Определите основные различия между мужской и женской шишками.

У мужских шишек главная особенность в том, что и микроспоры зерна образуются в одном месте, в женских шишках гаметофит образует только одна мегаспора.

25. Заполните таблицу, сравнив жизненные циклы папо­ротников и хвойных.

Признаки для сравнения Папоротники Хвойные
Доминирующая стадия в жизненном цикле спорофит спорофит
Чем представлен гаметофит заросток проросток
Наличие архегониев в наличии только 2 архегония
Процесс оплодотворения не имеет имеет
Способ размножения в помощью воды опыления (ветер)

26. Проанализируйте таблицу из задания 25. Каковы ос­новные черты усложнения хвойных по сравнению с папо­ротниками?

Помимо, процесса опыления существует процесс оплодотворения, результатом которого является образование семя.

27. Созревшие семена из шишек сосны высыпаются в конце зимы — начале весны. Имеет ли значение для сосны время рассеивания семян? Если да, то какое?

Имеет значение, поскольку семена не имеют защитных покровов и должны попадать в благоприятные условия.

28. Выберите и подчеркните правильные варианты.

  • А. В жизненном цикле покрытосеменных доминирует (спорофит, гаметофит).
  • Б. Цветок — это орган (вегетативного, семенного) размножения.
  • В. Половое поколение покрытосеменных развивается (самостоятельно, на материнском растении спорофита, на материнском растении гаметофита).
  • Г. В результате двойного оплодотворения у покрытосеменных формируется (зародыш, первичный эндосперм, эндосперм, гаметофит).

29. Раскройте понятия.

Покрытосеменные растения — растения, семена которых защищены плодом.

Цветковые растения — растения, имеющие орган размножения — цветок.

30. Придумайте сказку о признаках цветковых растений.

Жило было цветковое растение, ему было одиноко, очень, и оно захотело детей. И растение обратилось к врачу.

Растение и спрашивает у врача:
— Откуда же берутся дети?
— Дети? Они берутся из вашего органа полового размножения — цветка!
— Вау! А где же будут находится зародыши моих детей? Ведь снаружи они погибнут!
— Они буду внутри плода! Там и ничего не грозит!
— А как же их сделать?
— Вы какое растение?
— Покрытосеменное!
— У вас двойное оплодотворение: вы должны оплодотворить яйцеклетку и клетку зародышевого мешка!
— А где же мне хранить питательные вещества для моих детей?
— В видоизменённых корнях — клубнях!
— Спасибо доктор!

И сделала оно себе много детей, и жила она долго и счастливо.

Источник: znanija.com

31. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • А. Простой околоцветник состоит из чашечки и венчика.
  • Б. В пыльцевых камерах пыльника происходит образование пыльцы.
  • В. Пестик состоит из завязи, пыльника и рыльца.
  • Г. Цветки могут быть обоеполыми и раздельнополыми.
  • Д. Через неправильные цветки можно провести несколько осей симметрии.

32. В начале цветения огурцов первыми распускаются так называемые «пустоцветы», а затем — цветки с «огурчика­ми». Можно ли получить урожай огурцов при отсутствии «пустоцветов»? Ответ поясните.

Нельзя получить, поскольку цветки у огурцов раздельнополые.

33. У многих растений околоцветник действует как система зеркал, которая отражает свет и направляет его в цент­ральную часть цветка. Какое значение это может иметь для растения?

Такая система создаёт благоприятные условия для развития пыльцы и яйцеклеток, либо семян, т.е. повышая температуру и освещённость.

34. Что общего и какие различия у соцветия подорожника и соцветия ландыша?

У подорожника соцветие — простой колос с сидячими цветками, а у ландыша — простая кисть, цветки которой имеют цветоножки.

35. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия соцветий. Номера простых соцветий обведите кружком, а сложных — квадратом.

  1. простая кисть
  2. сложный зонтик
  3. простой колос
  4. початок
  5. простой щиток
  1. головка
  2. простой зонтик
  3. сложная кисть
  4. сложный колос
  5. корзинка

36. Калина обыкновенная имеет соцветие щиток, в ко­тором по краю расположены бесполые цветки с крупными белыми лепестками, а в центре — невзрачные обоеполые цветки с нектаром. Какое значение имеет такое разделение цветков в соцветии? Есть ли еще растения с таким строе­нием соцветия?

Крупные цветки привлекают насекомых-опылителей, а мелкие служат для оплодотворения. Такое соцветие имеет багульник, груша.

37. У кукурузы женские цветки, собранные в соцветие сложный початок, снаружи обернуты несколькими слоями видоизмененных листьев. Каким образом в этом случае происходит опыление цветков?

Во время цветения цветовые клетки набухают и раздвигают цветовые чешуи. Благодаря этому тычинки и рыльца пестика выдвигаются из цвета.

38. Рассмотрите рисунок. Обозначьте цифрами перечисленные элементы.

  1. Покровы семязачатка.
  2. Пыльцевое зерно.
  3. Пыльцевход.
  4. Яйцеклетка.
  5. Два ядра центральной клетки.
  6. Стенка завязи.
bio-7-80-38

39. Найдите соответствие в строе­нии цветка и строении плодов (семян).

Плод/семя Цветок
Боб Горох, фасоль, соя
Желудь Дуб
Ягода Смородина, виноград, картофель
Стручок Капуста, редис, горчица
Зерновка Пшеница, рожь, рис

40. Заполните таблицу, указав способы естественного опыления цветковых растений и основные приспособления для каждого из способов.

Приспособление Способы естественного опыления
Самоопыление Перекрёстное опыление
насекомыми ветер вода
Пыльца (количество, характер поверхности, размеры) любое количество и размеры много, мелкая много, мелкая, лёгкая немного, крупная, несмачиваемая водой
Нектар (наличие) наличие необязательно в наличии отсутствует чаще отсутствует
Запах необязательно, чаще нет сильный, приятный и неприятный отсутствует или слабый чаще отсутствует
Цветок (размер, окраска, форма) любой (открытый и закрытый) крупный, яркий мелкие цветки, собраны в поникающие соцветия без околоцветника разные, женские цветки, цветки обычно крупные
Время цветения любое лето весна лето

41. Проанализируйте таблицу из задания 40. Назовите основные приспособления растений к ветро- и насекомоопылению.

Лёгкая пыльца в большом количестве, особое строение цветков и соцветий, запах, нектар.

42. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • A. У покрытосеменных растений образуются неподвижные мужские гаметы — спермии.
  • Б. Зародышевый мешок состоит из 7 клеток.
  • B. Попав на рыльце пестика, пыльцевое зерно начинает прорастать.
  • Г. Из зиготы образуется зародыш нового растения.
  • Д. В результате слияния спермия и центральной клетки зародышевого мешка образуется околоплодник.

43. Составьте синквейн по теме § 50 учебного пособия.

  • Оплодотворение;
  • центральная, двойное;
  • опылять, прорастать, образовывать.
  • Стенки завязи образуют околоплодник.
  • Опыление.

44. Сравните процесс оплодотворения у цветковых расте­ний и у голосеменных.

Общие признаки:

  1. пыльцевые зёрна образуют пыльцевую трубку;
  2. в оплодотворении участвуют 2 спермия;
  3. спермий не двигаются самостоятельно.

Различия:

  1. у голосеменных яйцеклетки находятся в архегониях;
  2. у цветковых растений в оплодотворении участвует 1 яйеклетка;
  3. у цветовых растений второй спермий не погибает.

45. Заполните таблицу, указав способы распространения и приспособления к этому у шести известных вам видов рас­тений.

Название растения Способ распространения плодов и семян Приспособления к распространению
клён ветер крылатки
одуванчик ветер парашютики
осока вода плотная оболочка
череза животные крючья
репейник животные колючки
черника животные сочный околоплодник

46. Проанализируйте таблицу из задания 45. Как связано строение плодов и семян с особенностями их распространения?

В зависимости от способа распространения плодов и семян, у них сформировались соответствующие приспособления.

47. Заполните схему классификации плодов. Для каждого типа плода в скобках приведите по одному примеру расте­ний, имеющих такой плод.

Плоды
сухие сочные
невскрывающиеся вскрывающиеся односеменные многосемянные
орех (лещина) сборная листовка (дельфиниум) костянка (слива) ягода (томат)
жёлудь (дуб) боб (горох)   тыквина (дыня)
крылатка (клён) стручок (капуста)   яблока (груша)
зерновка (кукуруза) коробочки (мак)    
семянка (подсолнечник)      

48. Яблоко — это тип плода, в образовании которого при­нимает участие цветоложе, прирастающее к завязи. По ка­ким признакам можно установить у яблока границу между мякотью, образованной завязью, и мякотью, происходящей из цветоложа?

«Яблоко образуется из нижней завязи, возникающей у розовых благодаря наличию гипантия — расширенного цветоложа, сросшегося с околоцветником и основанием андроцея», — Википедия.

49. Рассмотрите рисунки и назовите основные части зерно­вки пшеницы и семени фасоли.

Пшеница (А) bio-7-85-49-a
  1. околоплодник
  2. семядоля
  3. зародышевая почка
  4. зародышевый корешок
  5. эндосперм
Фасоль (Б) bio-7-85-49-b
  1. зародышевая почечка
  2. зародышевый стебелёк
  3. зародышевый корешок
  4. скмядоля

50. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • A. Питательные вещества поглощаются зародышем только в растворенном состоянии.
  • Б. Рожь, горох, огурцы — холодостойкие растения.
  • B. Чем мельче семена, тем глубже их надо заделывать при посадке — в этом случае семена получат больше питательных веществ из почвы.
  • Г. При прорастании семян первым трогается в рост зародышевый корешок.
  • Д. Корни растения развиваются из зародышевой почечки.

51. Подпишите способы прораста­ния семян: А — гороха; Б — фа­соли.

Подземный тип bio-7-86-51-a
Надземный тип bio-7-86-51-b

52. Какие преимущества и недостатки, по вашему мнению, имеют различные способы прорастания семян? Заполните таблицу.

  Надземный тип прорастания Подземный тип прорастания
Достоинства вынесенные на поверхность семядоли питают молодое растение семядоли могут некоторое время питать проросток
Недостатки при повреждении семядоли растения могут погибнуть запас питательных веществ семядолей ограничены

53. Вы покупаете семена овощных растений для посад­ки на школьном опытном участке. Вам предлагают семена огурца, тыквы, кукурузы, гороха, фасоли, капусты, редиса, свеклы, томата, лука, моркови, перца, салата, тмина, укро­па, пастернака, сельдерея. Все они собраны 3 года назад. Семена каких овощей вы купите, а от каких откажетесь?

Куплю семена огурца, тыквы, редиски, кукурузы, гороха, фасоли, капусты, свеклы, томата, моркови, перца, салата.

Откажусь от семян тмина, укропа, пастернака, сельдирея.

Почему? Срок годности первой группы семян составляет 3 года, вторых — 1-2 года. Срок годности семян лука — 2-3 года в зависимости от сорта.

54. Заполните схему основных систематических единиц растений.

Вид $→$ род $→$ семейство $→$ порядок $→$ классы $→$ отделы $→$ Царство.

55. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • A. Сходные порядки объединяются в семейство.
  • Б. Вид Крапива двудомная относится к роду Крапива.
  • B. Бинарная номенклатура была введена Карлом Линнеем.
  • Г. Отдел Покрытосеменные разделяется на два класса: Однодольные и Двудольные.
  • Д. На основании только одного признака нельзя определить, к какому классу относится растение.

56. Подберите признаки, характерные для классов по­крытосеменных растений.

1. Стержневая корневая система. 2. Листья, разделенные на черешок и пластинку. 3. Листья только простые. 4. Листья с параллельным жилкованием. 5. Листья с пальчатым жил­кованием. 6. Цветки трехчленные. 7. Цветки пятичленные. 8. Растение не имеет камбия. 9. Дерево.

Ответ запишите в таблицу цифрами.

Однодольные Двудольные
3, 4, 6, 8 1, 2, 5, 7, 9

57. Составьте синквейн по теме § 54 учебного пособия.

  • Покрытосеменные;
  • бинарная, двойная;
  • определять, классифицировать, отличаться.
  • Бинарную номенклатуру предложил Линей.
  • Классификация.

58. Рассмотрите растения, растущие у вас дома или в шко­ле. Какие из них можно отнести к классу Двудольные, а ка­кие — к классу Однодольные? По каким признакам это мож­но определить? Результаты наблюдений занесите в таблицу.

Название растения Класс Признаки класса
Берёза двудольные листья разделены на черешок и пластинку, дерево, жилкование перистое
Сирень двудольные листья разделены на черепок и пластинку, жилкование перистое, кустарник

59. Жизнь многих насекомых связана с растениями. Например, гусеницы многих бабочек-белянок (капустни­цы, брюквенницы, репницы) развиваются на растениях семейства Крестоцветные. По какому признаку, по ваше­му мнению, бабочки-белянки отличают растения семейства Крестоцветные от растений других семейств?

Отличают по запаху. Крестоцветные имеют вещества, в составе которых содержится сера. Этот элемент придают особый запах растениям данного семейства.

60. У некоторых растений семейства Крестоцветные стручок не раскрывается, а распадается на односеменные членики вследствие разламывания плодов с помощью по­перечных перетяжек. Назовите несколько растений с таким строением стручка.

Орешек, редька.

61. Заполните таблицу, указав особенности изучаемых семейств покрытосеменных растений. (Задание может вы­полняться на протяжении нескольких уроков.)

Признак Семейство
Крестоцветные Бобовые
Число видов ~3 тыс. ~18 тыс.
Жизненные формы травы, полукустарники, кустарники деревья, кустарники, кустарнички, травы
Особенности строения вегетативных листья простые без прилистников, рассечённые или цельные листья сложные с прилистниками, лист может превращаться в усики
Околоцветник двойной двойной
Тычинки 6 (2 короткие и 4 длинные) 10 (9)
Пестики один один
Соцветие кистевидное кисти, головки
Плод стручок или стручочек боб
Представители и значение белокочанная капуста, кольраби — пища; рапс — кормовая культура соя, горох — пища; клевер луговой — кормовая культура

 

Признак Семейство
Розовые Пасленовые Злаки
Число видов более 3 тыс. ~2.5 тыс. более 10 тыс.
Жизненные формы все травы, иногда древесные растения чаще однолетние и многолетние травы
Особенности строения вегетативных органов листорасположение очередное, листья простые и сложные, есть прилистники листья простые, цельные, расчленённые; листорасположение очередное или супротивное цилиндрический стебель с полыми междоузлиями, листья влагалищные
Околоцветник двойной двойной двойной
Тычинки T∞ T5 T3
Пестики один или ∞ один один
Соцветие кисть, щиток, простой зонтик пазушные сложный колос, метёлка, сложный початок
Плод сборная листовка, сборный орех, костянка, яблоко ягода или коробочка зерновка
Представители и значение груша, яблоня, вишня, земляника — пища тамат, картофель, перец — пища; петуния, табак — декоративные растения рис, пшеница, ячмень — пища

62. Назовите растение семейства Бобовые, чью твердость многие школьники прежде испытывали собственными ко­ленками.

Горох.

63. На небольшом участке луга росли растения из се­мейств Крестоцветные, Бобовые, Розовые и Злаки. Этот участок скосили до уровня почвы. Можно ли после тако­го скашивания определить, что на этом участке луга росли представители семейства Бобовые? Ответ поясните.

64. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • A. Малина, клевер и шиповник относятся к семейству Розовые.
  • Б. Представители семейства Розовые имеют листья с прилистниками.
  • B. Цветки у растений семейства Розовые чаще всего неправильные.
  • Г. Яблоня и груша имеют плод яблоко.
  • Д. Лапчатка белая и морошка являются в Беларуси охраняемыми растениями.

65. Для того чтобы получить 1 кг розового масла, необ­ходимо переработать 3 т лепестков дамасской розы. Рас­считайте, сколько необходимо собрать цветков розы, если в цветке в среднем 50 лепестков, а для получения 10 г масла необходимо переработать 350 000 лепестков.

$1$ цветок — $0.00143$ г,
$\dfrac{7000}{10 г}$ $= \dfrac{x}{100 г}$;
$x = 700 000$ цветков.

66. Культурные сорта роз имеют махровые цветки с боль­шим количеством лепестков, тогда как у их диких предков цветки имеют всего пять лепестков. Видоизменение какой части цветка, по вашему мнению, приводит к появлению махровых цветков? Обоснуйте свою точку зрения.

У декоративных сортов в лепестки — видоизменённая часть тычинок

67. Чтобы получить урожай картофеля, весной в почву высаживают его клубни, а для получения урожая моркови в почву высаживают семена. Почему?

Потому что морковь — видоизменённый корень, а картофель — побег (клубни).

С какой целью все же иногда высевают семена картофеля?

В условиях нашего климата иногда картофель вовсе не вызревают.

68. На предложенной карте цифрами укажите центры про­исхождения культурных растений семейства Пасленовые, а также культурных растений других изученных вами семейств. Какие виды растений известны вам в каждом из центров?

69. Зарисуйте простое соцветие и основные типы сложных соцветий злаков. Подпишите их названия и укажите, для каких растений они характерны.

Простое соцветие Сложные соцветия
bio-7-94-69-1 bio-7-94-69-2 bio-7-94-69-3 bio-7-94-69-4

 

1 — кукуруза 2 — рожь 3 — ежа 4 — початок
початок сложный колос метёлка сложный зонтик

70. Какой ткани нет в стебле злаков?

Образовательной ткани.

71. Запишите, из каких злаков можно приготовить:

манную кашу — пшеница;
перловую кашу — ячмень;
хлопья «Геркулес» — овёс;
макароны — пшеница;