Тема 5

1. Заполните схему, иллюстрирующую разнообразие жиз­ненных форм растений.

Жизненные формы растений
деревья кустарники кустарнички травы

 

однолетники двулетники многолетники

2. Прочитайте утверждения и найдите в них логические ошибки. Запишите правильный вариант.

Деревья, кустарники и травы имеют деревянистые стебли. Кустарнички могут быть одно- и многолетниками. Мор­ковь — это растение, живущее один год.

Деревья и кустарники имеют деревянистые стебли. Травы могут быть одно- и многоклеточными. Морковь — двулетник.

3. Определите соответствие названий жизненных форм и их характеристик. Ответ в виде сочетания букв и цифр за­пишите в таблицу.

  1. Деревья
  2. Кустарники
  3. Травы
  1. Однолетники
  2. Двулетники
  3. Многолетники

А. Растения с ежегодно отмирающими стеблями и листьями.
Б. Многолетние деревянистые растения, от основания ко­торых отходит много одинаково развитых надземных ство­ликов.
В. Многолетнее растение с одним прочным стволом (главной осью), сохраняющимся до конца жизни растения.
Г. Травянистые растения, у которых на зиму отмирают толь­ко надземные органы, а подземные (корневища, клубни, лу­ковицы) сохраняются.
Д. Травянистые растения, которые живут один год или один вегетационный период.
Е. Травянистые растения, которые живут два года. В пер­вый год жизни растение формирует вегетативные органы, в которых накапливается запас питательных веществ. На второй год растение цветет и образует семена, после чего отмирает.

Жизненная форма 1 2 3 4 5 6
Характеристика В Б А Д Е Г

4. Ниже перечислены различные виды растений. Распре­делите их по группам и дайте каждой название. Объясни­те, на основании какого признака вы объединили растения. Предложите несколько вариантов группировки. Результаты запишите в таблицу.

1. Брусника. 2. Сирень обыкновенная. 3. Дуб черешчатый. 4. Ель европейская. 5. Смородина черная. 6. Береза повислая. 7. Одуванчик лекарственный. 8. Сосна обыкновенная. 9. Чер­ника. 10. Картофель. 11. Лопух паутинистый. 12. Фасоль обыкновенная. 13. Морковь посевная. 14. Огурец посевной.

Название группы Номер объединяемых растений Признаки
Деревья 3, 4, 6, 8 жизненная форма
Кустарники 2, 5 жизненная форма
Кустарнички 1, 9 жизненная форма
Однолетники 12, 14 продолжительность жизни
Двулетники 10, 13, 11 продолжительность жизни

5. Заполните таблицу.

Ткани Расположение Особенности строения Выполняемая функция
Образовательные верх побегов, корней, по бокам стебля и коры мелкие клетки с тонкой оболочкой дают начало всем тканям
Покровные снаружи всех органов плотная оболочка, плотно прилегают друг к другу защитная, испаряют H2O, газообмен
Механические внутри побегов утолщённые стенки, вытянутые опорная
Проводящие внутри побегов ксилема — трахеи и сосуды, флоэма — ситовидные трубки транспорт веществ
Основные пространство между другими тканями живые, округлые, толстостенные клетки фотосинтез, водоносная, запасающая

6. Эпидермис многих растений может иметь особые вы­росты — волоски. Предположите, какие функции они могут выполнять.

Защита от солнечных лучей листьев растений; увеличение поверхности всасывания; вспомогательная функция (цепляться за опору).

Предложите опыты для проверки ваших предположений.

Поставить опушенное и неопушенное растение под прямые солнечные лучи; рассмотреть корневые волоски; понаблюдать за подмаренником цепким.

7. Чем отличается ксилема от флоэмы? Составьте ответ в виде сравнительной таблицы.

Вопросы для сравнения Флоэма Ксилема
Какие функции выполняют? транспорт органических веществ транспорт воды и минеральных веществ
Какие элементы входят в состав ткани? ситовидные трубки сосуды и трахиды
Чем представлены проводящие элементы? цепочки живых клеток с клетками-спутницами мёртвые, вытянутые в длину клетки или короткие
Каковы особенности проводящих элементов? поперечные стенки клеток, имеют отверстия в сосудах разрушены поперечные стенки клеток
В каком направлении происходит транспорт веществ? от листьев к корням от корней к листьям

8. Составьте синквейн по темам § 23 и 24 учебного пособия.

  • Ткань;
  • проводящая, механическая;
  • проводить, запасать, защищать.
  • Подобные растительные клетки образуют ткань.
  • Строение.

9. В месте расположения верхушечных образовательных тканей в теле растения нет ни ксилемы, ни флоэмы. Как вы думаете, каким путем туда попадают вещества, необходимые для жизнедеятельности?

Эти ткани состоят из клеток, которые очень быстро делятся, они не нуждаются в большом количестве питательных веществ. Возможно, все необходимые вещества в них попадают через оболочку от соседних тканей и из окружающей среды.

10. Рассмотрите рисунок. Подпишите основные части корневой системы.

  1. Придаточные корни
  2. главный корень
  3. боковые корни
  4. корневая шейка
osnovnie-chasti-kornevoy-sistemy

11. Зарисуйте стержневую и мочковатую корневые системы. Сделайте обозначения. Приведите примеры растений.

Стержневая корневая система Мочковатая корневая система
sterznevaya-kornevaya-sistema mochlovaya-kornevaya-sistema
одуванчик, фасоль, подсолнечник пшеница, лютик, подорожник

12. Какое слово зашифровано в кроссворде?

  1. Корневая система, в которой не выражен главный корень. (Мочковатая)
  2. Корни, развивающиеся на стебле. (Придаточные)
  3. Корневая система моркови. (Стержневая)
  4. Граница между стеблем и корнем. (Шейка)
  5. Корень, развивающийся из зародышевого корешка. (Главный)
  6. Вегетативный орган. (Корень)

13. На какой почве — глинистой, песчаной или каменис­той — у растения с большей вероятностью сформируется идеальная стержневая корневая система? Ответ обоснуйте.

На глинистой почве, т.к. на песчаной необходимо развитие боковых и придаточных корней для закрепления и всасывания, в каменистой почве главный корень будет изогнут из-за препятствия росту.

14. Зарисуйте внутреннее строение поперечного среза кор­ня. Обозначьте цифрами основные элементы внутреннего строения корня.

vnutrennee-stroenie-poperechnogo-kornya
  1. Ризодерма.
  2. Корневые волоски.
  3. Центральный цилиндр.
  4. Флоэма.
  5. Ксилема.
  6. Кора корня.

15. Рассмотрите внутреннее строение корня. Заполни­те таблицу, указав особенности внутреннего строения для каждой из зон.

Название зоны Выполняемая функция Ткани, образующие зону
Зона деления отвечает за рост корня в длину образовательная
Зона растяжения рост и дифференцировка клеток образовательная
Зона всасывания поступление воды и минеральных веществ ризодерма
Зона проведения транспорт веществ ксилема и флоэма

16. Проанализируйте таблицу из задания 16. Как строе­ние тканей каждой зоны связано с выполняемой функцией?

Строение каждой зоны соответствует выполняемым функциям, т.е. за проведение отвечает проводящая ткань, за рост — образовательная, за механизм опоры — механическая и т.п.

17. Растения одного вида вырастили в вазонах с песком и с глиной, а также в сосуде с водным раствором питательных веществ. В каком из вариантов опыта будет наиболее развит корневой чехлик? Корневые волоски? Объясните свое мнение.

Корневой чехлик будет наиболее развит у растения в сосуде с водой, т.к. он не будет повреждаться о почву, а корневые волоски в вазонах с песком и глиной, где растениям необходимо всасывать воду.

18. Заполните таблицу.

Видоизменение корня Особенности строения Значение для растения Пример растения
Корнеплод утолщённый главный корень накопление питательных веществ свекла, редис
Корневые клубни утолщенные боковые или придаточные корни запасание питательных веществ георгины, чистяк
Корни-присоски внедряются в проводящую систему хозяина закрепление на хозяине и всасывание веществ повилика, омела белая

19. Проанализируйте таблицу из задания 19. Как связано строение видоизмененного корня с выполняемой функцией?

Строение видоизменённого корня прямо связано с функцией: запасающая функция — утолщение корня.

20. Отдельные растения свеклы или моркови могут за­цветать в первый год жизни. Образуются ли у них при этом корнеплоды? Ответ поясните.

Не образуются. Питательные вещества не запасаются, а тратятся на цветение.

21. Заполните схему факторов, оказывающих влияние на рост корней растений.

Фактор: температура, почва, почвенный воздух, вода.

22. Заполните схему удобрений, используемых для под­кормки растений. Укажите влияние элементов на растения.

Удобрения
органические минеральные

 

азотные фосфорные калийные

 

развитие вегетативных органов ускорение созревания плодов устойчивость к низким температурам усиление роста корней

23. Заполните пропуски в предложениях.

Корни дышат, при этом они поглощают кислород и выделяют $CO_2$. Для того чтобы корни растения получали приток воздуха, почву необходимо рыхлить. Недостаток воды в почве задерживает рост. Избыточное содержание воды в поч­ве снижает содержание в ней кислород.

24. Докажите, что для роста растению не нужна почва.

Побеги прорастают в воде, есть опыт выращивания сельскохозяйственных культур на питательных растворах.

25. Как с помощью минеральных удобрений нарисовать на лугу картину, которая была бы видна из иллюминатора самолета?

Определённую часть растений (чтобы был рисунок) необходимо подкормить азотными удобрениями. Эти растения будут выступать над остальными из-за развития вегетативных органов.

26. Заполните таблицу. Пользуясь описаниями из учебно­го пособия, сделайте рисунки и приведите примеры.

Пространственное расположение стебля Рисунок Особенности строения Примеры растений
Прямостоячий стебель pryamostoyzchiy-stebel хорошо развита механическая ткань одуванчик, ромашка
Вьющийся стебель vyushiysya-stebel способны к круговым вращательным движениям венок полевой
Лазящий стебель lazayushiysya-stebel имеет различные приспособления: усики, корни виноград, чина
Стелющийся стебель stelyushiysya-stebel располагаются горизонтально тыква, арбуз, дыня
Ползучий стебель polzuchiy-stebel образуют на узлах придаточные корни земляника, лапчатка гусиная

27. Проанализируйте таблицу из задания 27. Как строение стебля связано с выполняемой функцией?

В связи с разными функциями стебли растений приобрели ряд особенностей строения и приспособлений.

28. Дайте определения терминам.

Побег — стебель, на котором расположены листья.

Узел — место прикрепления листа к стеблю.

Междоузлие — участок между двумя соседними узлами.

Почка — зачаток побега.

29. Составьте синквейн по теме § 29 учебного пособия.

  • Побег;
  • верхушечная, боковая;
  • расти, прикрепляться, приспосабливаться.
  • Побег развивается из почки.
  • Вегетативный орган.

30. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • А. Стебель проводит воду и минеральные вещества от корня к листьям.
  • Б. Стебли всех растений имеют примерно одинаковый внешний вид.
  • В. Ползучие стебли стелются по поверхности земли, но не укореняются в узлах.
  • Г. Боковое ветвление — наиболее примитивный тип вет­вления.
  • Д. Рост стебля в длину происходит за счет образователь­ной ткани конуса нарастания стебля.

31. Ствол 50-летнего дуба на высоте 1 м от земли повре­дил лось. На какой высоте окажется повреждение ствола через 20 лет, если известно, что дуб вырастает за год в сред­нем на 30 см?

На высоте 1 метр.

Почему именно на этой высоте?

Для дуба характерен верхушечный рост.

32. Рассмотрите рисунок и подпишите обозначенные струк­туры стебля.

struktury-steblya
  1. Чечевичка
  2. пробка
  3. кожица
  4. лубяные волокна
  5. ситовидные трубки
  1. сосуды древесины
  2. сердцевина
  3. камбий
  4. вторичная кора

33. Заполните таблицу, пользуясь рисунком из учебного пособия.

Участок стебля Компоненты из которых он состоит Выполняемая функция
Кора эпидерма защитная
перидерма защитная
чечевички газообмена
луб проводящая
Камбий образовательная ткань рост стебля в ширину
Древесина ксилема проводящая
механическая ткань опорная
паренхима запасающая
сердцевидные лучи проводящая и запасающая
Сердцевина паренхима запасающая

34. Проанализируйте таблицу из задания 34. Как внутрен­нее строение стебля связано с выполняемыми функциями?

Стебель выполняет функцию опоры и проведения веществ от корней к листьям и обратно, поэтому развитие получили механическая и проводящая ткани.

35. При рытье шахты с разной глубины были извлечены стволы окаменевших деревьев. Деревья, которые залегают выше, жили позднее, чем нижележащие. В верхнем слое у деревьев есть годичные кольца, а в нижнем — нет.

Какие можно сделать выводы об изменении климата в прошлом?

Нижележащие деревья находились в условиях одинакового климата круглый год. Затем произошло резкое изменение климата и те, которые не приспособились, погибли.

Можно ли предложить объяснение обнаруженного различия, не связанное с изменением климата?

Можно предложить объяснение, что у деревьев, лежащих снизу, не было перепадов температур, вследствие чего отсутствуют годичные кольца.

36. Дайте определения терминам.

Лист — вегетативный орган растения, который занимает но нём боковое положение.

Основание листа — часть листа, которой он прикрепляется к стеблю.

Листовая пластинка — основная часть листа, выполняющая его основные функции.

Прилистники — образования различной формы у основания черешка.

Черешок листа — часть между листовой пластинкой и основанием листа.

37. Рассмотрите рисунок. Обозначьте цифрами различные типы листьев.

1. Черешковый лист 2. Сидячий лист 3. Влагалищный лист
tipy-listev

38. Зарисуйте черешковый лист. Обозначьте и подпишите части листа.

chereshkoviy-list
  1. Листовая пластина
  2. черешок
  3. основание
  4. прилистники

39. Зарисуйте сложные листья. Запишите примеры растений с такими листьями.

Пальчатосложный лист Перистосложный лист Тройчатосложный лист
palchatoslozniy list peristoslozniy list troychatosloxniy list
люпин, конский, каштан горох, роза, рябина земляника, клевер

40. Установите соответствие, указав рядом с типом листа номера его признаков.

Простой лист: 2, 3, 7, 6
  1. Его имеет клевер.
  2. Имеется одна листовая пластинка.
  3. Может иметь черешок.
  4. Осенью может опадать частями.
  5. Такой лист у земляники.
  6. Может иметь перистое жилкование.
  7. Его имеет береза.
  8. Имееттри и более листовых пластинок.
Сложный лист: 1, 3, 4, 5, 8

41. Для некоторых растений характерна гетерофиллия — наличие на одном и том же растении листьев различной фор­мы. Какое значение может иметь это явление для растения?

Так можно сформировать максимально удобное листорасположение (ориентация в пространстве) и наиболее полно использовать ресурсы территории.

42. Рассмотрите рисунок 49 в учебном пособии. Зарисуйте схемы типов листорасположения. Укажите известные вам растения для каждого типа.

ocherednoe-listoraspolozenie supritivnoe-listoraspolozenie mutovchatoe-listoraspolozenie
Очередное листорасположение; берёза Супротивное листорасположение; крапива Мутовчатое листорасположение; вороний глаз

43. Понаблюдайте за комнатными растениями. Как взаи­мосвязаны положение листьев в пространстве и направле­ние источника света?

Листья повернуты к источнику света.

44. Рассмотрите рисунок. Обозначьте цифрами элементы внутреннего строения листа.

  1. Ксилема.
  2. Флоэма.
  3. Верхний эпидермис.
  4. Нижний эпидермис.
  5. Устьице.
  6. Столбчатая паренхима.
  7. Губчатая паренхима.
elementy-vnutrennego-stroeniya-lista

45. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • А. Снаружи листовая пластинка покрыта перидермой. Б. Устьица обеспечивают связь тканей листа с окружа­ющей средой.
  • Б. Устьице образовано двумя всегда плотно прижатыми друг к другу замыкающими клетками.
  • Г. В клетках губчатой паренхимы содержится значитель­но больше хлорофилла, чем в клетках столбчатой.
  • Д. Листопад — это и приспособление растений к умень­шению испарения воды в неблагоприятный период года.

46. Описаны случаи, когда баобабы, растущие в зоне тро­пиков, в середине лета, в самую жару, сбрасывали листья. Объясните почему.

Таким образом уменьшается транспирация, т.е. растение экономит воду.

47. Еще в XIX веке люди заметили, что в крупных городах деревья быстрее желтеют и теряют листву, если они растут рядом с неисправными фонарями. Объясните это явление.

Одним из сигналов к листопаду является сокращение продолжительности дня (светлого времени суток).

48. Сравните процессы фотосинтеза и дыхания у растений.

Вопросы для сравнения Фотосинтез Дыхание
В какое время происходит? в светлое время суток всегда
Какой газ поглощается? $CO_2$ $O_2$
Какой газ выделяется? $O_2$ $CO_2$
В каких клетках происходит? содержащих хлорофилл во всех
Образуется или разрушается органическое вещество? образуется разрушается
Выделяется или поглощается энергия? поглощается выделяется

49. Проанализируйте таблицу из задания 48. Как связаны между собой процессы дыхания и фотосинтеза?

Процессы дыхания и фотосинтеза являются противоположными друг другу.

Какие различия имеются между этими процессами?

Разные угловые протекания, происходит поглощение и выделение разных газов, результат процессов противоположный.

50. Представьте себе, что вы каждый час измеряете со­держание кислорода под герметичными стеклянными кол­паками, которыми накрыты растения. Первое растение находится в полной темноте, второе — на ярком свету, а тре­тье — в тени. Нарисуйте графики зависимости содержания кислорода от освещенности.

Полная темнота Яркий свет Тень
polnaya-temnota yarkiy-svet ten

51. Дайте определения терминам.

Транспирация — испарение воды с поверхности растения.

Тургорное давление — давление цитоплазматической мембраны на клеточную стенку.

Корневое давление — давление, под которым вода поступает из волосков в ксилему.

52. Рассмотрите рисунок. Обозначьте цифрами процес­сы, обеспечивающие движение воды по растению.

  1. Транспирация.
  2. Поглощение воды корнем.
  3. Сцепление молекул воды между собой.
dvizenie-vody-po-rasteniyu---processy

53. Какую роль в транспорте воды играют различные фи­зические явления и каковы могут быть последствия их на­рушения?

Явление Роль в транспорте воды Последствия нарушения
Осмотическое давление воспрепятствует избыточному проникновению воды в клетки неконтролируемое поступление воды в клетку
Тургорное давление регулирует количество поступления воды ткани теряю свою упругость
Сцепление молекул воды между собой обеспечивает движение по сосудам снизу вверх прекращение поступления воды снизу вверх
Испарение воды испарение части воды через устьица избыточное испарение воды, нарушение осмотического давления

54. Зимой во время гололеда дороги часто посыпают сме­сью соли и песка. Какое влияние на придорожные растения оказывает эта процедура?

Это может вызвать обезвоживание клеток растений, за счёт того, что внешняя среда окажется более концентрированной.

55. Рассмотрите рисунок. Какое видоизменение побега на нем изображено?

Корневище.

Обозначьте цифрами элементы строения данного видоизмененно­го побега. stroenie-vidoizmenennogo-pobega
  1. Чешуевидные листья.
  2. Придаточные корни.
  3. Узел.
  4. Междоузлие.

Приведите примеры растений, имеющих такие видоизмененные побеги.

Пырей, ирис, ландыш, купена, брусника, черника.

56. При укоренении одревесневших черенков иногда реко­мендуют сделать неглубокий вертикальный надрез в нижней части черенка. Как вы считаете, до какого слоя тканей дол­жен быть такой разрез?

До образовательных тканей (камбия).

Почему черенки после такой процедуры быстрее укореня­ются?

Придаточные корни образуются быстрее.

Где у них образуются корни?

На нижней части черенка.

57. Сравните различные способы вегетативного размно­жения растений.

Способ вегетативного размножения Краткое описание способа Примеры растений
Деление куста растения выкапываются и делятся на части нужной величины хоста, смородина
Отводки образование корней на побеге до того, как он будет отделён от материнского растения смородина, крыжовник
Стеблевые черенки высаживается отрезок стебля с листьями герань, роза
Корневые черенки частями корней с придаточными почками вьюнок, пион, слива, осина
Листовые черенки размножение листочками, у основания черенков которого образуются придаточные корни фиалка, бегония
Корневища высадка частей корневищ, где легко образуются придаточные корни ирис, ландыш, пырей
Луковицы размножение надземными и подземными луковичками тюльпан, нарцисс
Клубни высаживаются клубни, на которых есть глазки, придаточные корни картофель, топинамбур
Прививка отделение и приживление части одного растения яблоки, груши, вишни

58. Проанализируйте таблицу из задания 58. Какие биоло­гические особенности растений обеспечивают вегетативное размножение?

Наличие образовательных тканей, придаточных почек на разных органах растения.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_7, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!