Тема 4. Грибы. Лишайники

1. Сравните грибы с растениями и животными.

Признаки грибов, сближающие их с растениями Признаки грибов, сближающие их с животными Признаки, характерные только для грибов
Имеют клеточную стенку Гетеротрофный тип питания Вещество клеточной стенки — хитин
Неподвижный образ жизни Отсутствуют хлоропласты Тело состоит из гиф
Образуют споры Запасают гликоген Могут образовывать плодовое тело
Тело — таллом Образуют мочевину Имеют индивидуальное строение

2. Проанализируйте таблицу из задания 1. Чем можно объяснить черты сходства и отличия грибов, растений и жи­вотных?

Черты сходства с растениями можно объяснить неподвижным образом жизни, с животными — гетеротрофным типом питания.

3. Зарисуйте строение клетки гриба. Обозначьте цифрами компоненты клетки.

stroenie-kletki-griba
  1. Клеточная стенка.
  2. Цитоплазматическая мембрана.
  3. Цитоплазма.
  4. Ядро.
  5. Вакуоль.

4. Заполните схему, указав способы размножения грибов.

5. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • А. Все грибы — паразиты.
  • Б. Грибы способны образовывать на свету органические вещества.
  • В. Грибы поселяются на продуктах питания и других жи­вых организмах.
  • Г. Грибы имеют стебель и корень.
  • Д. Грибы — необходимое звено в цепи питания.

6. Выберите и подчеркните правильные варианты.

А. Грибы — это (ядерные, безъядерные) (автотрофные, ге­теротрофные, автогетеротрофные) организмы, клеточные стенки которых содержат (хитин, муреин).

Б. Грибы питаются, (образуя органические вещества из не­органических, всасывая питательные вещества всей повер­хностью тела, заглатывая кусочки пищи), и размножаются (бинарным делением, спорами, цистами).

В. Органы бесполого размножения (спорангии, гаметангии, плодовые тела) и полового размножения (спорангии, гаметангии, плодовые тела) у грибов (одноклеточные, мно­гоклеточные).

7. Какого вещества в стенках клеток грибов содержится больше: глюкозы, целлюлозы или хитина?

Хитина содержится больше.

8. Как называются грибы, изображенные на рисунке?

penizill-i-mukor А — пеницилл
Б — мукор
  1. Мицелий, не разделенный на клетки.
  2. Многоклеточный мицелий.
  3. Цепочки спор.
  4. Споры внутри спорангия.

9. Сравните мукор, пеницилл и дрожжи.

Сравнимые признаки Мукор Пеницилл Дрожжи
Среда обитания Почва, на хлебе и овощах На продуктах питания На сахарных продуктах
Особенности строения мицелия Мицелий не разделён на клетки гифы разделены перегородками одиночные клетки
Способ размножения Бесполый (споры и мицелий), половой Бесполый (споры и мицелий) Бесполый (споры и почкование), половой
Значение в природе Разложение отмерших организмов образует вещество, убивающее бактерии Разлагают органические вещества почвы до неорганических

10. Проанализируйте таблицу из задания 9. Чем можно объяснить черты сходства и отличия мукора, пеницилла и дрожжей?

Черты сходства объясняются подобной средой обитания (достаточно пищи), отличия — особенностями процессов жизнедеятельности.

11. Пользуясь дополнительной литературой, выясните, какие методы борьбы с плесневыми грибами использует че­ловек. Результаты занесите в таблицу.

Метод В чём заключается
Вентиляция и просушка Устранение сырости
Применение химикатов Обработка фунгицидами и дезинфицирующими веществами
Механическое удаление Удаление гриба, чаще вместе с субстратом

12. Заполните схему, вписав названия известных вам съе­добных и ядовитых грибов.

Грибы
съедобные ядовитые
боровик бледная поганка
подберёзовик опёнок ложный
подосиновик волоконница краснеющая
лисички мухомор пантерный
маслёнок сатанинский гриб
рыжик энтолома ядовитая
груздь рядовка ядовитая
сыроежка чешуйница

13. Зарисуйте строение шляпочного гриба и обозначьте цифрами основные части.

stroenie-shlyapochnogo-griba
  1. Ножка.
  2. Шляпка.
  3. Плодовое тело.
  4. Пластинки (трубочки) со спорами.
  5. Мицелий (грибница).

14. Заполните пропуски в предложениях.

Шляпочные грибы — это грибы, у которых плодовое тело разделено на шляпку и ножку. Их мицелий живет в почве, древесине, лесной подстилке. Плодовое тело шляпочного гриба служит для образования, за­щиты и распространения микроскопических спор. Они необходимы для размножения грибов.

15. Гриб черный трюфель растет в дубовых рощах. Когда для его разведения закладывают новую плантацию, то в почву добавляют землю из старой, плодоносящей рощи. Для чего?

Старая земля содержит участки мицелия, которые дают начало новым грибам.

16. В древности на Руси существовал суеверный страх перед некоторыми явлениями. Например, шляпочные грибы одного вида, растущие по окружности, называли «ведьмино кольцо». Считалось, что такой рост грибов связан с нечистой силой. Попытайтесь дать современное объяснение этому явлению.

Эти грибы являлись плодовыми телами одной грибницы.

17. Сравните различные болезни, вызываемые парази­тическими грибами.

Заболевание Признаки поражения Результат действия на растение или животное
Ржавчина Мелкие подушечки коричневого цвета Вызывает увядание растений
Головня Участок растения имеет обременённый вид Увядание и гниль растения
Мучнистая роса Мучнистый налёт Поглощает питательные вещества и препятствует фотосинтезу
Спорынья Серо-фиолетовые рожки Содержат вещества, вызывает отравление
Стригущий лишай Шелушение кожи, обламывание волос Повреждение кожи и волос

18. Оцените значение различных групп грибов для чело­века.

Группа грибов Положительная роль Отрицательная роль
Плесневые грибы Лекарственное средство Порча продуктов
Дрожжи Используются в пищевой промышленности Порча продуктов
Шляпочные грибы Продукт питания, корм животным Вызывают отравление
Паразиты растений Лекарственное сырьё Наносят ущерб урожаю
Паразиты животных и человека Лекарственное сырьё Наносит ущерб здоровью

19. Проанализируйте таблицу из задания 18. Сделайте вывод. Какова роль грибов в жизни человека?

Грибы играют значительную роль в жизни человека. При правильном использовании они могут быть источником пищи, сырьём для промышленности, вместе с тем они наносят ущерб хозяйству и здоровью человека.

20. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • А. Некоторые грибы способны вызывать заболевания человека.
  • Б. При поражении мучнисторосяными грибами на месте цветков у злаков образуются черные рожки.
  • В. Споры ржавчинных грибов по цвету похожи на ржа­вое железо.
  • Г. При микоризе гриб получает от растения минеральные вещества и воду, отдавая ему часть органических пита­тельных веществ.
  • Д. Грибы используются в промышленности при произ­водстве некоторых веществ.

21. Многие аквариумные рыбки страдают от заболевания сапролегниозом, которое вызывает паразитический гриб. Вылечить рыбок можно, поместив их в раствор соли опреде­ленной концентрации. Иногда помогают и непродолжитель­ные горячие «ванны». Объясните эффект этих процедур.

Возможно, в ходе этих процедур погибают споры паразитических грибов.

22. Дайте определения понятиям.

Лишайники — организмы, талломы которых состоят из грибов и водорослей.

Накипные лишайники — организмы, талломы которых похожи на плесень, корочку.

Листоватые лишайники — организмы, слоевище которых имеют вид лопастей, стелющихся по поверхности.

Кустистые лишайники — выглядит как ветвящиеся и неветвящиеся кустики.

23. Рассмотрите рисунок. Обозначьте цифрами основные компоненты внутреннего строения лишайника.

osnivnie-komponenty-dnutrennego-stroeniya-lishqinika
  1. Водоросли.
  2. Водорослевый слой.
  3. Верхняя кора.
  4. Нижняя кора.
  5. Сердцевина.

24. Сравните особенности строения и функции различных слоев таллома лишайников.

Название слоя Особенности строения Выполняемая функция
Верхняя кора Плотно переплетённые гифы Защитная
Водорослевый Водоросли или цианобактерии оплетены гифами Фотосинтез
Сердцевина Рыхло расположенные гифы Проветривание, поддержание влажности
Нижняя кора Плотно переплетённые гифы Защитная, прикрепления

25. Проанализируйте таблицу из задания 24. Чем мож­но объяснить подобную дифференциацию таллома лишай­ников?

Дифференциация объясняется разными функциями гриба и водоросли.

26. Заполните схему значения лишайников в природе и жизни человека, пользуясь дополнительной литературой.

Значение лишайников
в природе в жизни человека
выделяют $O_2$; создают органические вещества, участвуют в образовании почвы корм для животных; используются в пищевой промышленности, лекарственное сырьё