Тема 3. Протисты

1. Заполните схему, указав способы движения протестов. Приведите примеры.

Движение
Жгутики Реснички Ложноножки
Эвглена зелёная Инфузория-туфелька Амёба обыкновенная

2. Заполните схему, указав способы питания протестов. Приведите примеры.

Питание
Автотрофные Гетеротрофные Автогетеротрофные
Спирогира Амёба обыкновенная Эвглена зелёная

3. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • А. Среди протестов отсутствуют паразитические орга­низмы.
  • Б. У протестов, обитающих в пресных водах, отсутству­ют сократительные вакуоли.
  • В. Цисты у протестов служат для перенесения неблаго­приятных условий.
  • Г. Выделение продуктов обмена у протистов происходит чаще всего через всю поверхность тела.
  • Д. Протесты могут размножаться как бесполым, так и половым способом.

4. Как вы думаете, почему даже в самых засушливых ре­гионах нашей планеты люди, испытывая жажду, стараются не пить воду из луж, которые образуются после дождей?

В ней содержаться бактерии и протисты, которые могут вызвать отравление и заболевания.

Что можно сделать с подобной водой, чтобы она стала пригодной для питья?

Профильтровать и прокипятить.

5. Рассмотрите рисунок амебы обыкновенной, укажите эле­менты строения, обозначенные на рисунке цифрами.

  1. сократительная вакуоль
  2. ложноножка
  3. ядро
  4. цитоплазматическая мембрана
  5. пищеварительная вакуоль
ris16

6. Назовите процесс, изоб­раженный на рисунке.

Фагоцитоз.

Какую роль он играет в жизни амебы обыкновенной?

Этот процесс лежит в основе питания амёбы.

7. Отметьте знаком « + » верные утверждения.

  • А. Цитоплазма амебы обыкновенной находится в посто­янном движении.
  • Б. В клетке амебы обыкновенной имеется два различа­ющихся ядра.
  • В. Амеба обыкновенная способна образовывать цисту.
  • Г. Амеба обыкновенная размножается преимущественно половым путем.
  • Д. Амеба обыкновенная не имеет постоянной формы тела.

8. Опишите амебу обыкновенную, используя только при­лагательные.

Бесцветная, бесферментная, подвижная, текучая, гетеротрофная.

9. Многие амебы отличают съедобные частицы от несъе­добных. Как, по вашему мнению, им это удается?

Возможно, у некоторых амёб в результате эволюции сформировались чувствительные к органическими и неорганическим веществом клетки.

10. Рассмотрите рисунок инфузории туфельки, укажите эле­менты ее строения, обозначенные на рисунке цифрами.

  1. сократительная вакуоль
  2. реснички
  3. большое ядро
  4. малое ядро
  5. пищеварительная вакуоль
  6. клеточный рот
  7. клеточная глотка
ris17

11. Заполните пропуски в предложениях.

На поверхности клетки инфузории туфельки продольными рядами расположено огромное количество ресничек.

На теле инфузории имеется углубление, на дне которого находится клеточный рот, переходящий в клеточную глотку. Продукты обмена у инфузории выводятся через поверхность тела и частично через две сложно устроенные сократительные вакуоли. Непереваренные остатки пищи выбрасываются через порошицу. Большое ядро у инфузории контролирует жизненные процессы. Малое ядро округлой формы регулирует процесс размножения.

12. Заполните таблицу, поставив знаки «+» (наличие) и «-» (отсутствие).

Структура Амёба Инфузория туфелька
Оболочка +
Цитоплазма + +
Ядро + +
Ложноножки +
Реснички +
Пищеварительная вакуоль + +
Сократительная вакуоль + +
Клеточный рот +
Порошица +

13. Проанализируйте таблицу из задания 12. Чем можно объяснить черты сходства и отличия амебы и инфузории?

Сходство объясняется подобными условиями жизни и типом питания. Но инфузория имеет оболочку, что обусловило постоянную форму тела и развитие других органов передвижения, наличие рта и порошицы.

14. Если разделить инфузорию туфельку пополам, то часто половинки восстанавливают целостность цитоплазматиче­ской мембраны. Какова будет их дальнейшая судьба? От чего она зависит?

Выживет одна из половинок. Их будущее зависит от того, в какой из половинок находятся ядра.

15. Заполните схему, указав способы размножения водо­рослей.

  Размножение
  Бесполое Половое
Деление Участками таллома Спорами

16. Заполните пропуски в предложениях.

Талломы водорослей бывают различных цветов. Это связано с различными сочетаниями пигментов. Водоросли имеют хлоропласты, поэтому они способны к фотосинтезу. Фо­тосинтез водорослей происходит с выделением $O_2$. Ризо­иды водорослей внешне похожи на корни растений, но слу­жат только для прикрепления. Образование спор — это вариант бесполого размножения водорослей. По­движные споры водорослей называются зооспоры.

17. Оболочки клеток многих видов водорослей сильно ослизняются. Каково значение образующейся слизи в жизни этих водорослей?

Слизь выполняет защитную функцию.

18. Какой органоид может отсутствовать в клетках во­дорослей, имеющих прочную клеточную стенку, но обяза­тельно должен быть в клетках пресноводных водорослей, лишенных прочных наружных покровов?

Сократительная вакуоль.

19. Рассмотрите рисунки. Подпишите изображенные на них водоросли. Укажите элементы строения, обозначенные на рисунках цифрами.

ris18  ris19
 А. Хлорелла Б. Эвглена зелёная
  1. хлоропласт
  2. пиреноид
  3. цитоплазма
  4. плазматическая мембрана
  5. клеточная стенка
  1. хлоропласты
  2. ядро
  3. цитоплазма
  4. стигма
  5. жгутик

20. Хлорелла известна высокой скоростью размножения и интенсивностью фотосинтеза. Рассчитайте, какова будет биомасса хлореллы в водоеме через 5 суток, если известно, что за сутки она увеличивается в 10 раз. Исходная масса хлореллы в водоеме — 20 кг

$5 · (10 · 20) = 1000$ кг.

21. Каковы особенности строения и жизнедеятельности хлореллы и эвглены зеленой в связи с водным образом жизни? Проследите логическую связь: среда обитания $→$ процессы жизнедеятельности $→$ особенности строения. Рассуждения запишите.

Водная среда $→$ автотрофное и автогетеротрофное питание, бесполое размножение $→$ хлореллы. Хлорелла: неподвижна, большой хлоропласт, неподвижные споры; эвглена: подвижна, есть хлоропласты, размножается делением.

22. Сравните амебу обыкновенную, инфузорию туфельку, эвглену зеленую и хлореллу.

Сравниваемые признаки Амёба обыкновенная Инфузория туфелька Эвглена зелёная Хлорелла
Форма тела непостоянная похожа на туфельку вытянутая круглая
Оболочка + +
Ядро + + + +
Органы движения ложноножки реснички жгутик нет
Способ питания гетеротрофное гетеротрофное автогетеротрофное автотрофное
Дыхание всей поверхностью всей поверхностью всей поверхностью всей поверхностью
Выделение сократительная вакуоль порошица сократительная вакуоль сократительная вакуоль
Способ размножения половой, бесполый половой, бесполый только бесполый только бесполый
Раздражимость + + + +
Значение в природе очищает водоёмы очищает водоёмы образует O2 и органические вещества образует O2 и органические вещества

23. Проанализируйте таблицу из задания 22. Чем можно объяснить черты сходства и отличия протистов?

Сходство объясняется единым систематическим положением. Различия связаны с разными средами обитания.

24. Рассмотрите рисунок вольвокса. Укажите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами.

  1. жгутики
  2. дочерние колонии
  3. клетки вольвокса

25. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • А. Количество клеток в колонии вольвокса непостоянно.
  • Б. Клетки в колонии вольвокса соединены между собой тяжами цитоплазмы.
  • В. Вольвокс — автотрофный протест.
  • Г. Начало новой колонии вольвокса может дать любая клетка материнской колонии.
  • Д. Половой процесс вольвокса — слияние двух одина­ковых подвижных гамет с образованием зиготы.

26. В колониях водорослей чаще всего бывает 4, 8, 16, 32, 64 клетки. Как вы думаете, почему появился именно этот ряд чисел?

Поскольку одна клетка размножается и получается две клетки, каждое число умножается на 2.

27. Дайте определения терминам.

Спора — тип клеток, покрытых оболочкой.

Спорофит — бесполое поколение.

Гамета — половая клетка.

Гаметофит — половое поколение.

28. Сравните улотрикс, спирогиру и ламинарию.

Признак Улотрикс Спирагира Ламинария
Среда обитания пресные, реже морские воды пресные водоёмы морские водоёмы
Строение таллома неветвящиеся нити неветвящиеся нити (10 см) цельная или расчленённая пластинка
Спорофит одноклеточный таллом крупная водоросль
Гаметофит многоклеточный таллом несколько клеток
Значение в природе пища для животных, органическое вещество водоёма пища для животных, образование O2 пища для людей и животных, образование O2

29. Проанализируйте таблицу из задания 28. Чем можно объяснить черты сходства и отличия улотрикса, спирогиры и ламинарии?

Черты сходства объясняются одинаковой средой обитания, подобными процессами жизнедеятельности. Отличия обусловлены постепенным усложнением строения относительно к высшим растениям.

30. После шторма на берегу моря часто остается много водорослей, от которых исходит сильный запах йода. Чем можно объяснить это явление?

Некоторые водоросли (ламинария) накапливают йод.

31. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • А. Водоросли являются предками высших растений.
  • Б. Водоросли способны вступать в симбиоз с различны­ми организмами.
  • В. Агар-агар, получаемый из водорослей, используют для приготовления мармелада.
  • Г. Водоросли обогащают воздух углекислым газом.
  • Д. Человек не использует водоросли в производстве.

32. Закончите предложения.

А. Водоросли способствуют очищению водоемов, потому что поглощают органические вещества.
Б. Если в водоеме наблюдается массовое развитие эвглены зеленой, это значит, что водоём загрязнён органическими веществами.
В. Поселяясь на скалах, водоросли могут разрушать горные породы благодаря чему образуется субстрат для других организмов.

33. В дополнительной литературе найдите информацию о способах использования водорослей человеком. Кратко охарактеризуйте три вида таких водорослей. Результаты за­несите в таблицу.

Название водоросли Особенности строения Местообитания Значение для человека
Ламинари сложно устроенный таллом моря и океаны используется в пищи, содержит йод, используется как лекарство
Агар-агар сложно устроенный таллом морские водоросли в пищевой промышленности (мармелад)
Хлорелла одноклеточные водоросли пресные водоёмы сырьё, лекарство

34. Предположите, как бы выглядела наша планета, если бы в процессе эволюции не возникли водоросли.

На нашей планете не было бы растений, т.к. водоросли — предки высших растений. В таком случае атмосфера была бы перенасыщена $0_2$.