Тема 2. Бактерии

1. Зарисуйте различные формы бактериальных клеток и под­пишите их.

kokki bazilli spirilly vibriony
Кокки Бациллы Спириллы Вибрионы

2. Сравните строение клеток бактерий и клеток ядерных организмов. Что общего и какие различия есть в их строении?

Признак Черты сходства Клетки ядерных организмов
Черты сходства
Цитоплазматическая мембрана есть есть
Цитоплазма заполняет клетку заполняет клетку
Клеточная стенка есть есть у растений и грибов
Черты различия
Наличие ядра нет есть
Органоиды только немембранные есть
Органоиды дыхания есть у некоторых
Капсула есть нет
Вещество клеточной стенки муреин другие вещества 

3. Какие функции выполняют различные компоненты клетки бактерий?

Цитоплазматическая мембрана: защитная, связь со средой, транспорт веществ.

Клеточная стенка: защитная, поддержание формы.

Капсула: защитная.

Цитоплазма: транспорт веществ, органоидов.

Хромосома: хранение и передача наследственной информации.

Жгутик: движение.

4. Некоторые вещества, содержащиеся в лекарственных препаратах, препятствуют образованию муреина, но не вли­яют на остальные процессы жизнедеятельности бактериальной клетки. К каким последствиям для болезнетворных бак­терий приводит воздействие таких лекарственных препаратов?

У бактерий не образуется клеточная стенка, они теряют форму и не выдерживают осмотического давления.

5. Заполните схему. Разделите бактерии на группы по спо­собу питания и укажите, что каждая из групп использует в качестве источника пищи.

Бактерии
Автотрофы (синтез органических веществ) Гетеротрофы (готовые органические вещества)
Симбионты (вещества выделяемые другим организмом) Сапротрофы (органические вещества умерших организмов)

6. Расположите среды обитания в порядке увеличения количества бактерий. Результаты занесите в таблицу.

А. Богатая почва в лиственном лесу.
Б. Воздух в лиственном лесу.
В. Песчаная почва на обочине дороги. Г. Воздух в городе.
Д. Вода в чистой быстро текущей реке.

Численность бактерий 1 2 3 4 5
Среда обитания Б Д Г В А

7. В благоприятных условиях некоторые бактерии спо­собны делиться через 20 мин. Рассчитайте, сколько в таком случае может образоваться бактерий из одной клетки:

за час: 3; за 3 часа: 9.

8. Укажите среду обитания и значение различных групп бактерий.

Группа бактерий Среда обитания Значение в природе и для человека
Бактерии-сапротрофы Почва Пополнение запаса неорганических веществ
Цианобактерии Водоёмы Образование органических веществ и кислорода
Полезные симбиотические бактерии Корни растений, кишечник человека Фиксирование азота воздуха, помощь пищеварению
Бактерии-паразиты Другой организм Вызывают заболевания

9. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • А. Без сапротрофных бактерий жизнь на нашей планете была бы невозможна.
  • Б. Цианобактерии — самые древние организмы на Зем­ле, выделяющие кислород.
  • В. Животные (в том числе и человек) не вступают в сим­биоз с бактериями.
  • Г. Сапротрофные бактерии приносят людям как вред, так и пользу.
  • Д. Человек использует бактерии для защиты окружаю­щей среды.

10. Составьте синквейн по теме § 8 учебного пособия.

  • Бактерии
  • Автотрофные, болезнетворные
  • Питаться, гнить, синтезировать
  • Бактерии имеют важное значение
  • Применение

11. Сколько лет могут сохраняться споры сибирской язвы, если известно, что возбудители чумы выдерживают неблаго­приятные условия в течение 30 дней, возбудители холеры в 2 раза дольше возбудителей чумы, споры возбудителей брюшного тифа — в 40 раз дольше возбудителей холеры, а споры сибирской язвы — в 1800 раз больше спор брюш­ного тифа?

576 000.

12. Почему иногда взрываются банки с консервированны­ми огурцами, заготовленными в домашних условиях? Пред­ложите наиболее вероятную причину.

При плохой обработке сохраняются бактерии. Они начинают размножаться. В ходе их жизнедеятельности выделяется газ — и банки взрываются.