Тема 1
1. Заполните таблицу.
Наука | Предмет изучения |
Ботаника | Растения |
Зоология | Животные |
Микрология | Грибы |
Бактериология | Бактерии |
Экология | Связь организмов со средой |
2. Отметьте знаком «+» верные утверждения.
- А. Одно из главных свойств живых организмов — обмен веществ.
- Б. Животные поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород.
- В. Автотрофные организмы способны образовывать органические вещества из неорганических.
- Г. Гетеротрофным организмам для поддержания процессов своей жизнедеятельности необходимо поступление только органических веществ.
- Д. Наименьшей единицей живого является клетка.
3. Укажите области использования растений человеком и приведите примеры видов растений.
Значение для человека | Виды растений |
Пища | Картофель, пшеница |
Сырьё для швейной промышленности | Лён, хлопчатник |
Лекарственное сырьё | Ромашка, валерьяна |
Строительное сырьё | Дуб, красное дерево |
Отопление | Берёза, ель, сосна |
Эстетическое значение | Сальвия, петуния |
4. Запишите в таблицу объекты неживой природы, которые обладают отдельными признаками живых организмов.
Объект | Признаки живых организмов, которые у него имеются | Признаки живых организмов, которые у него отсутствуют |
Огонь | Обмен веществ (поглощение кислорода, без чего не может существовать), рост | Раздражимость, дыхание, размножение, развитие |
Облака | Обмен веществ (поглощение испарённой жидкости), рост | Раздражимость, дыхание, размножение, развитие |
Снег | Обмен веществ (нахождение при температуре ниже нуля) | Раздражимость, дыхание, размножение, развитие |
Дождь | Обмен веществ (круговорот, через который проходит жидкость до выпадения осадков) | Раздражимость, дыхание, размножение, развитие |
Радуга | Обмен веществ (необходимы солнечные лучи и водяные капли) | Раздражимость, дыхание, размножение, развитие |
5. Заполните таблицу, указав компоненты клетки, особенности их строения и функции.
Часть клетки | Характеристика | Функция | ||
Оболочка | Клеточная стенка | Толстый слой какого-либо вещества | Поддержание формы | |
Цитоплазматическая мембрана | Прилегает к клеточной стенке, имеет поры | Сообщение с внешней средой | ||
Внутриклеточное содержимое | Цитоплазма | Гелеобразное бесцветное вещество | Заполнение клетки | |
Ядро | Состоит из 2-х мембран; заполнен ядерной жидкостью | Хранение наследственной информации | ||
Вакуоли | Пузырьки с клеточным соком | Запасание веществ | ||
Пластиды | Хлоропласты | Имеют зелёный пигмент хлорофилл | Участие в фотосинтезе | |
Хромопласты | Имеют жёлтые, оранжевые, красные пигменты | Окрашивание плодов | ||
Лейкопласты | Бесцветные | Запасание органических веществ |
6. Сравните строение клеток растений, животных, грибов, протистов и бактерий.
Часть клетки | Растения | Животные | Грибы | Протисты | Бактерии |
Клеточная стенка | + | — | + | + | + |
Цитоплазматическая мембрана | + | + | + | + | — |
Цитоплазма | + | + | + | + | + |
Ядро | + | + | + | + | — |
Вакуоли | + | — | + | + | — |
Пластиды | + | — | — | + | — |
7. Запишите, что произойдет с клеткой, если ее цитоплазматическая мембрана утратит свойство избирательной проницаемости.
Клетка не сможет контролировать поступление в неё веществ, избавляется от продуктов обмена и погибнет.
8. Заполните пропуски в предложениях.
Часть оболочки, непосредственно соприкасающаяся с внутренним содержимым клетки, называется мембранов.
Она способна пропускать некоторые вещества внутрь клетки, а образующиеся в клетке вещества наружу.
Это свойство называется избирательной проницаемостью.
У растений, грибов и бактерий имеется также плотная клеточная стенка. У растений ее основу составляет целлюлоза, у грибов — хитин, а у бактерий — муреин. Вязкое полупрозрачное вещество, которое заполняет все пространство клетки, называется цитоплазма.
9. Отметьте знаком «+» верные утверждения.
- А. Хромосомы в клетке постоянно находятся в цитоплазме.
- Б. Цитоплазматическая мембрана, входящая в состав органоидов, по строению сильно отличается от наружной цитоплазматической мембраны клетки.
- В. Вакуоли имеются в клетках растений, грибов и многих протистов.
- Г. Клеточный сок по своему составу сходен с цитоплазмой и выполняет те же функции.
- Д. В пластидах могут откладываться про запас сложные органические вещества.
10. Прочитайте утверждения и найдите в них логические ошибки. Предложите правильный вариант.
В цитоплазме клеток растений сосредоточена наследственная информация. В вакуолях происходит процесс фотосинтеза, в ядре откладываются про запас сложные органические вещества, а в лейкопластах в большом количестве накапливаются желтые, оранжевые и красные пигменты. Хлоропласты регулируют давление цитоплазмы на клеточную стенку.
В ядре клеток сосредоточена наследственная информация. В вакуолях находится клеточный сок, в лейкопластах накапливаются органические вещества, в хромопластах — жёлтые, оранжевые и красные пигменты. Вакуоль регулирует давление на клеточную стенку.
11. Художник, рисуя клетки растений, перепутал различные этапы их развития. Помогите ему расположить рисунки в последовательности от самой молодой клетки до самой старой.
Возраст клетки | А | Б | В | Г | Д |
Номер рисунка | 3 | 4 | 2 | 1 | 5 |
На основании какого признака вы упорядочили рисунки?
В зависимости от размера вакуолей.
12. Цитоплазма клетки находится в постоянном движении. Как можно обнаружить движение цитоплазмы, если известно, что она прозрачная?
По движению органоидов.
13. Дайте определения терминам.
Осмос — одностороннее проникновение воды через избирательную проницаемую мембрану.
Диффузия — движение веществ через мембрану по градиенту концентрации.
Газообмен — процесс поступления в организм кислорода и выделения углекислого газа.
Дыхание — происходящий с участием $O_2$ процесс расщепления органических веществ до углекислого газа и воды.
14. Отметьте знаком «+» верные утверждения.
- А. Концентрация веществ в клетке и в окружающей ее среде примерно одинакова.
- Б. Тургорное давление зависит от поступления в клетку воды.
- В. Процессы дыхания происходят во всех живых клетках в течение всей их жизни.
- Г. Животные и грибы способны самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических.
- Д. В результате процесса фотосинтеза происходит разрушение глюкозы до углекислого газа и воды.
15. Сравните процессы, происходящие в клетках растений.
Показатели для сравнения | Клеточное дыхание | Фотосинтез |
Время суток, в которое происходит процесс | круглые сутки | светлое время |
Вещества, служащие исходным материалом | $O_2$ и органические вещества | $CO_2$ и $H_2O$ |
Образующиеся вещества | $H_2O$ и $CO_2 + E$ | органические вещества и $O_2$ |
Тип используемой энергии | химических связей | солнечная |
16. Проанализируйте таблицу из задания 16 и сделайте соответствующие выводы.
Эти процессы взаимосвязаны. Их значение состоит в превращении солнечной энергии в доступную для живых организмов.
17. Три кубика корнеплода моркови были помещены в растворы: первый — в чистую прокипяченную (охлажденную) воду, второй — в слабый солевой раствор (1 чайная ложка соли на 1 л воды), третий — в насыщенный солевой раствор. Через сутки кубики достали и измерили. Как изменились размеры кубиков? Ответ занесите в таблицу, воспользовавшись значками «<», «>» и «=».
Чистая кипяченая вода | Слабый солевой раствор | Насыщенный солевой раствор | |
Начальный размер | 1 см | 1 см | 1 см |
Размер через сутки | $>$ | $=$ | $<$ |
Попробуйте объяснить произошедшие изменения.
Изменения размера связано с разной концентрацией веществ в клетке и окружающей среде.
18. Прочитайте текст и найдите в нем логические ошибки. Предложите правильный вариант.
Деление клетки у растений начинается с разрушения ядра, после чего происходит удвоение числа хромосом и остальных органоидов. Затем вокруг каждого комплекта хромосом и органоидов заново образуется ядерная мембрана, и клетка растения продолжает свой рост.
Деление клетки начинается с удвоения числа хромосом и растворения ядерной мембраны. Затем хромосомы расходятся к полюсам. Между ними образовывается перегородка, одновременно формируется новая ядерная оболочка.
19. Художник, рисуя клетки растений, перепутал различные стадии ихделения. Помогите ему расположить рисунки последовательно от начала деления клетки к его окончанию. Заполните таблицу.
Этапы деления | А | Б | В | Г | Д | Е |
Номер рисунка | 4 | 6 | 5 | 2 | 1 | 3 |
20. Опишите процесс деления клетки, используя только глаголы.
Удваиваться, уплотняться, растворяться, расходиться, образовываться, делиться.
21. Химическое вещество колхицин препятствует расхождению хромосом при делении клетки. Как вы думаете, к чему может привести обработка колхицином группы делящихся клеток растений?
Может привести к мутациям.