Тема 1. Строение и жизнедеятельность клетки

1. Заполните таблицу.

Наука Предмет изучения
Ботаника Растения
Зоология Животные
Микрология Грибы
Бактериология Бактерии
Экология Связь организмов со средой

2. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • А. Одно из главных свойств живых организмов — обмен веществ.
  • Б. Животные поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород.
  • В. Автотрофные организмы способны образовывать ор­ганические вещества из неорганических.
  • Г. Гетеротрофным организмам для поддержания процес­сов своей жизнедеятельности необходимо поступление только органических веществ.
  • Д. Наименьшей единицей живого является клетка.

3. Укажите области использования растений человеком и приведите примеры видов растений.

Значение для человека Виды растений
Пища Картофель, пшеница
Сырьё для швейной промышленности Лён, хлопчатник
Лекарственное сырьё Ромашка, валерьяна
Строительное сырьё Дуб, красное дерево
Отопление Берёза, ель, сосна
Эстетическое значение Сальвия, петуния

4. Запишите в таблицу объекты неживой природы, которые обладают отдельными признаками живых организмов.

Объект Признаки живых организмов, которые у него имеются Признаки живых организмов, которые у него отсутствуют
Огонь Обмен веществ (поглощение кислорода, без чего не может существовать), рост Раздражимость, дыхание, размножение, развитие
Облака Обмен веществ (поглощение испарённой жидкости), рост Раздражимость, дыхание, размножение, развитие
Снег Обмен веществ (нахождение при температуре ниже нуля) Раздражимость, дыхание, размножение, развитие
Дождь Обмен веществ (круговорот, через который проходит жидкость до выпадения осадков) Раздражимость, дыхание, размножение, развитие
Радуга Обмен веществ (необходимы солнечные лучи и водяные капли) Раздражимость, дыхание, размножение, развитие

5. Заполните таблицу, указав компоненты клетки, особенности их строения и функции.

  Часть клетки Характеристика Функция
Оболочка Клеточная стенка Толстый слой какого-либо вещества Поддержание формы
Цитоплазматическая мембрана Прилегает к клеточной стенке, имеет поры Сообщение с внешней средой
Внутриклеточное содержимое Цитоплазма Гелеобразное бесцветное вещество Заполнение клетки
Ядро Состоит из 2-х мембран; заполнен ядерной жидкостью Хранение наследственной информации
Вакуоли Пузырьки с клеточным соком Запасание веществ
Пластиды Хлоропласты Имеют зелёный пигмент хлорофилл Участие в фотосинтезе
Хромопласты Имеют жёлтые, оранжевые, красные пигменты Окрашивание плодов
Лейкопласты Бесцветные Запасание органических веществ

6. Сравните строение клеток растений, животных, грибов, протистов и бактерий.

Часть клетки Растения Животные Грибы Протисты Бактерии
Клеточная стенка + + + +
Цитоплазматическая мембрана + + + +
Цитоплазма + + + + +
Ядро + + + +
Вакуоли + + +
Пластиды + +

7. Запишите, что произойдет с клеткой, если ее цито­плазматическая мембрана утратит свойство избирательной проницаемости.

Клетка не сможет контролировать поступление в неё веществ, избавляется от продуктов обмена и погибнет.

8. Заполните пропуски в предложениях.

Часть оболочки, непосредственно соприкасающаяся с внут­ренним содержимым клетки, называется мембранов.

Она способна пропускать некоторые вещества внутрь клет­ки, а образующиеся в клетке вещества наружу.

Это свойство называется избирательной проницаемостью.

У растений, грибов и бактерий имеется также плот­ная клеточная стенка. У растений ее основу составляет целлюлоза, у грибов — хи­тин, а у бактерий — муреин. Вязкое полупрозрачное вещество, которое заполняет все пространство клетки, называется цитоплазма.

9. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • А. Хромосомы в клетке постоянно находятся в цито­плазме.
  • Б. Цитоплазматическая мембрана, входящая в состав органоидов, по строению сильно отличается от наружной цитоплазматической мембраны клетки.
  • В. Вакуоли имеются в клетках растений, грибов и многих протистов.
  • Г. Клеточный сок по своему составу сходен с цитоплаз­мой и выполняет те же функции.
  • Д. В пластидах могут откладываться про запас сложные органические вещества.

10. Прочитайте утверждения и найдите в них логические ошибки. Предложите правильный вариант.

В цитоплазме клеток растений сосредоточена наследствен­ная информация. В вакуолях происходит процесс фотосин­теза, в ядре откладываются про запас сложные органические вещества, а в лейкопластах в большом количестве накапливаются желтые, оранжевые и красные пигменты. Хлоропласты регулируют давление цитоплазмы на клеточную стенку.

В ядре клеток сосредоточена наследственная информация. В вакуолях находится клеточный сок, в лейкопластах накапливаются органические вещества, в хромопластах — жёлтые, оранжевые и красные пигменты. Вакуоль регулирует давление на клеточную стенку.

11. Художник, рисуя клетки растений, перепутал различные этапы их развития. Помогите ему расположить рисунки в по­следовательности от самой молодой клетки до самой старой.

 

Возраст клетки А Б В Г Д
Номер рисунка 3 4 2 1 5

На основании какого признака вы упорядочили рисунки?

В зависимости от размера вакуолей.

12. Цитоплазма клетки находится в постоянном движении. Как можно обнаружить движение цитоплазмы, если извест­но, что она прозрачная?

По движению органоидов.

13. Дайте определения терминам.

Осмос — одностороннее проникновение воды через избирательную проницаемую мембрану.

Диффузия — движение веществ через мембрану по градиенту концентрации.

Газообмен — процесс поступления в организм кислорода и выделения углекислого газа.

Дыхание — происходящий с участием $O_2$ процесс расщепления органических веществ до углекислого газа и воды.

14. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

  • А. Концентрация веществ в клетке и в окружающей ее среде примерно одинакова.
  • Б. Тургорное давление зависит от поступления в клетку воды.
  • В. Процессы дыхания происходят во всех живых клетках в течение всей их жизни.
  • Г. Животные и грибы способны самостоятельно синте­зировать органические вещества из неорганических.
  • Д. В результате процесса фотосинтеза происходит раз­рушение глюкозы до углекислого газа и воды.

15. Сравните процессы, происходящие в клетках растений.

Показатели для сравнения Клеточное дыхание Фотосинтез
Время суток, в которое происходит процесс круглые сутки светлое время
Вещества, служащие исходным материалом $O_2$ и органические вещества $CO_2$ и $H_2O$
Образующиеся вещества $H_2O$ и $CO_2 + E$ органические вещества и $O_2$
Тип используемой энергии химических связей солнечная

16. Проанализируйте таблицу из задания 16 и сделайте соответствующие выводы.

Эти процессы взаимосвязаны. Их значение состоит в превращении солнечной энергии в доступную для живых организмов.

17. Три кубика корнеплода моркови были помещены в рас­творы: первый — в чистую прокипяченную (охлажденную) воду, второй — в слабый солевой раствор (1 чайная ложка соли на 1 л воды), третий — в насыщенный солевой раствор. Через сутки кубики достали и измерили. Как изменились размеры кубиков? Ответ занесите в таблицу, воспользовав­шись значками «<», «>» и «=».

  Чистая кипяченая вода Слабый солевой раствор Насыщенный солевой раствор
Начальный размер 1 см 1 см 1 см
Размер через сутки $>$ $=$ $<$

Попробуйте объяснить произошедшие изменения.

Изменения размера связано с разной концентрацией веществ в клетке и окружающей среде.

18. Прочитайте текст и найдите в нем логические ошибки. Предложите правильный вариант.

Деление клетки у растений начинается с разрушения ядра, после чего происходит удвоение числа хромосом и осталь­ных органоидов. Затем вокруг каждого комплекта хромосом и органоидов заново образуется ядерная мембрана, и клетка растения продолжает свой рост.

Деление клетки начинается с удвоения числа хромосом и растворения ядерной мембраны. Затем хромосомы расходятся к полюсам. Между ними образовывается перегородка, одновременно формируется новая ядерная оболочка.

19. Художник, рисуя клетки растений, перепутал различ­ные стадии ихделения. Помогите ему расположить рисунки последовательно от начала деления клетки к его окончанию. Заполните таблицу.

Этапы деления А Б В Г Д Е
Номер рисунка 4 6 5 2 1 3

20. Опишите процесс деления клетки, используя только глаголы.

Удваиваться, уплотняться, растворяться, расходиться, образовываться, делиться.

21. Химическое вещество колхицин препятствует расхож­дению хромосом при делении клетки. Как вы думаете, к чему может привести обработка колхицином группы делящихся клеток растений?

Может привести к мутациям.