Тема 7. Опорно-двигательный аппарат

1. Строение и функции костей. Соединение костей скелета человека

1. Изучите материал о строении костной ткани (§ 18 учебного по­собия) и заполните схему.

Костная ткань $→$ Клетки $→$ остеоциты, остеобласты, остеокласты.

Костная ткань $→$ Межклеточное вещество $→$ твёрдое и волокнистое.

2. Рассмотрите строение трубчатой кости. Подпишите ее составные части и ответьте на вопрос.

kost
  1. эпифиз
  2. губчатое вещество с красным красным костным мозгом
  3. пластинка роста
  4. желтый костный мозг
  5. надкостница
  6. губчатое вещество
  7. компактное вещество
  8. диафиз
За счет чего кость растет в длину?
За счёт пластинок роста.

3. Заполните схему.

Виды костей и их функции:

  • трубчатые (конечности)
  • губчатые (обеспечивают прочность прочность и подвижность)
  • плоские (образуют стенки полостей)
  • смешанные (функция опоры и защиты)
  • 4. В § 18 учебного пособия найдите объяснения следующих терми­нов, выпишите их в тетрадь и запомните.
  • Надкостница — соединительная оболочка, покрывающая кости.

    Красный костный мозг — ткань губчатого вещества, образующая клетки крови.

    Желтый костный мозг — богатая жиром ткань полости губчатых костей.

    • 5. Изучив материал § 18 учебного пособия о типах соединения кос­тей, заполните схему. 
      • Типы соединения тканей $→$ неподвижное $→$ соединение костей черепа;
      • Типы соединения тканей $→$ полуподвижная $→$ соединение позвонков;
      • Типы соединения тканей $→$ подвижное $→$ соединение суставов.

2. Скелет головы и туловища человека

1. Из каких отделов состоит скелет человека? Заполните схему.

Скелет человека:

  • скелет головы
  • туловища
  • конечностей
  • поясов конечностей

2. Рассмотрите рисунок. Выпишите цифры, которыми обозначены кости мозгового отдела черепа.

skull
  • 1
  • 2
  • 5
  • 6
  • 7

3. Изучив материал § 19 учебного пособия, заполните схему.

  • Скелет головы человека $→$ Мозговой отдел $→$ тёмные кости, лобная кость, височные кости, затылочная кость;
  • Скелет головы человека $→$ Лицевой отдел $→$ верхнечелюстная кость, нижнечелюстная кость.

Из каких отделов состоит скелет туловища?

Скелет туловища: позвоночный столб, грудная клетка.

4. Рассмотрите рисунок. Подпишите основные отделы позвоноч­ника и ответьте на вопрос.

pozvonok
  1. шейный
  2. грудной
  3. поясничный
  4. крестцовый
Какую роль играют изгибы позвоночного столба?
Равновесие, упругость.

5. Рассмотрите изображенные на рисунках позвонки. К каким от­делам позвоночника их можно отнести, исходя из размеров и длины отростков?

taz
  1. шейный
  2. грудной
  3. поясничный
Подпишите основные части позвонка.
  1. отросток
  2. дуга
  3. позвонковое отверстие
  4. тело
Чем можно объяснить разные размеры тел позвонков и расположение отростков?
Давлением на них.

6. Подпишите основные части грудной клетки, обозначенные на рисунке.

rebra
  1. позвоночный отдел
  2. грудина
  3. рёбра

3. Скелетные мышцы, их строение и функции

1. Изучите материал § 21 учебного пособия. На рисунке изображе­ны мышцы-антагонисты. Какая из них является сгибателем, а ка­кая — разгибателем?

muskl
  1. сгибатель
  2. разгибатель
Какие мышцы (сгибатели или разгибатели) могут сильнее сокращаться? Почему?
Сгибатели, т.к. на них возложена большая работа.

2. Рассмотрите рисунок. Подпишите части мышцы, обозначенные цифрами.

sos4
  1. кость
  2. сухожилие
  3. мышца
  4. мышечное волокно
  5. миофибриллы

3. Найдите в § 21 учебного пособия определения понятий, выпи­шите их в тетрадь и запомните.

Антагонисты — мышцы, выполняющие разнонаправленную работу.

Синергисты — мышцы, выполняющие однонаправленную работу.

Статическая работа — работа, требующая удержания положения.

Динамическая работа — мышцы соединяются поочерёдно.

Утомление — ухудшение работы мышц из-за накопленных продуктов распада.

Активный отдых — отдых при смене деятельности.

4. Изучите раздел «работа и утомление мышц» (§ 21 учебного по­собия) и ответьте на вопрос.

Каковы причины утомления мышц при физической работе?

Ухудшается снабжение кислородом, накапливаются конечные продукты распада.

4. Значение двигательной активности для сохранения здоровья

1. Выпишите в тетрадь рекомендации по профилактике искривле­ния позвоночника и формированию правильной осанки. Для ответа воспользуйтесь материалом § 22 учебного пособия.

  • стараться удерживать правильное положение тела;
  • правильно распределять физическую нагрузку;
  • правильный выбор мебели.

2. К каким нежелательным последствиям приводит неправильная осанка? Заполните схему.

Неправильная осанка: затруднение работы внутренних органов, снижение обмена веществ, рост утомляемости, головные боли, внешняя неэстетичность.

3. Выпишите в тетрадь определения следующих терминов и запом­ните их.

Осанка — привычное положение тела человека при стояние, сидении, ходьбе.

Сколиоз — боковое искривление позвоночного столба.

Плоскостопие — уплощение свода стопы.

4. Перечислите причины, последствия и меры профилактики плос­костопия.

Причины: длительное стояние, сидение; перенос тяжестей; узкая обувь или на каблуках. Профилактика: ходьба босиком, специальные упражнения, ходьба на цыпочках, бег, игра в футбол, плавание.

Мышцы и их работа

По вертикали: 2. Правильное положение тела при стоянии и ходьбе (осанка).

По горизонтали: 1. Плотная и упругая соединительная ткань, посредством которой мышцы прикрепляются к костям (сухожилия). 3. Боковое искривление позвоночника (сколиоз). 4. Основное свойство мышечных воло­кон (сократимость). 5. Дистрофический процесс в костной и хрящевой ткани, главным образом в межпозвоночных дисках, проявляющийся болями, ограничением движения в пораженных суставах (остеохондроз). 6. Мышцы лица (мимические). 7. Способность выполнять физическую работу (работоспособность).