Тема 3. Общий обзор организма человека

1. Подпишите названия структур животной клетки.

  1. клеточная мембрана
  2. цитоплазма
  3. ядро

2. Изучив материал § 1 учебного пособия, заполните таблицу.

Строение и функции составных частей клетки

Клеточные структуры Особенности строения Функции
Плазматическая мембрана (плазмалемма) дипептидный слой, пронизанный белками защитная, опорная, транспортная
Цитоплазма полужидкая внутренняя среда вмещает постоянные и непостоянные структуры
Ядро двумембранный орган, внутри содержится нуклеиновые кислоты хранение и передача наследственной информации

3. Найдите в учебном пособии объяснения роли хромосом и днк, сформулируйте определения, выпишите их в тетрадь и запом­ните.

Хромосомы — образование, возникающее в результате спирализации хроматина.

ДНК — дезоксирибонуклеиновая кислота, содержащая наследственную информацию.

4. Свойства клетки

Из § 2 учебного пособия выпишите в тетрадь определения тер­минов.

Обмен веществ — совокупность всех видов превращений веществ и энергии.

Раздражимость — способность реагировать на действие раздражителей.

Возбудимость — способность к возбуждению.

Проводимость — способность передавать электрический импульс.

Сократимость — выполнение двигательной функции.

Деление — образование дочерних клеток из одной материнской.

Строение и химический состав клетки

По вертикали: 2. Оптический прибор для изучения строения клетки (микроскоп).

По горизонтали: 1. Биологически активные вещества — обяза­тельные участники химических реакций, протекающих в организме (ферменты). 3. Наука, изучающая строение и функции клеток (цитология). 4. Основные вещества клетки, состоящие из аминокислот (белки). 5. Структурно обособ­ленная составная часть клетки (ядро). 6. Источники энергии для жизнеде­ятельности клетки (углеводы). 7. Фундаментальное свойство клетки (проводимость). 8. Кис­лоты, образующиеся в клеточном ядре (нуклеиновые). 9. Один из способов способов клеточного деления (митоз). 10. Вязкое полужидкое вещество клетки вмес­те с органоидами (цитоплазма).

Органы, системы органов. Организм — единое целое

5. Органы, системы органов. Организм — единое целое

1. Укажите, какие органы расположены в:

  • Грудной полости: сердце, лёгкие, трахея, бронх, пищевод;
  • брюшной полости: желудок, толстый и тонкий кишечник, печень, почки.

2. Найдите в тексте § 4 учебного пособия объяснения терминов, сформулируйте определения, выпишите их в тетрадь и запом­ните.

  • Орган — анатомически обособленная часть организма.
  • Система органов — органы, выполняющие единую функцию.
  • Организм — динамическая система, находящаяся во взаимодействии с окружающей средой.

Типы тканей, их свойства и строение

По вертикали: 2. Наука о тканях (гистология).

По горизонтали: 1. Производное кожного эпителия (ногти). 3. Ткань внутренней среды, имеющая межклеточное вещество в виде волокон (соединитель). 4. Эпителий, образующий железы (железистый). 5. Ткань, в которой сильно развито межклеточное вещество (соединительная). 6. Ткань внутренней среды, транспор­тирующая различные вещества и газы (кровь). 7. Ткань, в которой клетки плотно прилегают друг к другу (эпителиальная). 8. Структурная единица нервной ткани (нейрон). 9. Эпителий, имеющий несколько слоев (многослойный). 10. Выросты клеток мерцательного эпителия (ворсинки). 11. Ткань, имеющая плотное межклеточное вещество (хрящевая).