Тема 11. Класс Насекомые

1. Выберите верные утверждения (нужные буквы обведите кружком).

  • а) Класс Насекомые — самый многочисленный в мире жи­вотных.
  • б) Насекомые могут обитать на льду, в пещерах, в нефтяных лужах.
  • в) Только насекомые имеют крылья.
  • г) Насекомые — шестиногие животные.
  • д) У насекомых одна пара усиков.
  • е) В теле насекомых различают три отдела.
  • ж) В зависимости от характера пищи насекомые имеют разные типы ротовых аппаратов.

2. Подпишите изображенных насекомых луга.

Пчелиный-волк Коровка-семиточечная
 Пчелиный волк  Коровка семиточечная
Саранча Пчела
 Саранча  Пчела
Зернистая-жужелица Крапивница
 Зернистая жужелица  Крапивница
Шмель-полевой Капустная-белянка
 Шмель полевой Капустная белянка

3. Рассмотрите рисунок. Сделайте обозначения.

Внутреннее строение майского жука

  1. Окологлоточное нервное кольцо
  2. грудные нервные узлы
  3. глотка
  4. пищевод
  5. желудок
  6. средний отдел кишечника
  7. задний отдел кишечника
  8. мальпигиевы сосуды
  9. трахеи
  10. яичник

4. Рассмотрите рисунки. Подпишите стадии развития насекомых.

Яйцо $→$ личинки $→$ куколка $→$ взрослое насекомое

Яйцо $→$ личинки $→$ куколка $→$ взрослое насекомое

Яйцо $→$ личинки $→$ куколка $→$ взрослое насекомое

Яйцо $→$ личиночные стадии $→$ взрослое насекомое

Развитие каких отрядов насекомых представлено на рисунках?

А — чишуекрылый
Б — жесткокрылые
В — перепончатокрылые
Г — прямокрылые

Определите, для каких групп насекомых, изображенных на рисунках, характерно развитие с полным метаморфозом, а для ка­ких — с неполным. Ответ обоснуйте.

С неполным метаморфозом — для кузнечиков (прямокрылые), т.к. стадия личинки сходна со взрослой особью; для остальных насекомых — полное превращение.

5. Распределите насекомых в соответствии с типом ротового аппа­рата.

А. Грызущий
Б. Колюще-сосущий
В. Сосущий
Г. Лакающий
  1. Медведка
  2. Сверчок полевой
  3. Траурница
  4. Клоп-черепашка
  5. Комар-звонец (самка)
  6. Махаон
  7. Серая мясная муха
  8. Журчалка-пчелбвидка

А — 2, 1
Б — 4, 7
В — 3, 5, 6
Г — 8

6. Сравните членистоногих по указанным признакам.

Признак Ракообразные Паукообразные Насекомые
Покров тела хитинизированная кутикула с жидкообразными веществами с воскообразными веществами
Отделы тела 2 2 3
Наличие крыльев отсутствуют отсутствуют присутствуют
Количество ходильных ног 5 4 3
Органы дыхания жабры трахеи и лёгочные мешки трахеи и лёгочные мешки
Тип кровеносной системы незамкнутая незамкнутая незамкнутая
Сердце мешочек с отверстиями трубчатое разделено на камеры
Тип нервной системы надглоточный ганглий и брюшная нервная цепь окологлоточное нервное кольцо и узел в головогрудке окологлоточное нервное кольцо и грудные нервные узлы
Органы зрения пара фасеточных глаз 4 пары простых глаз фасеточные и простые глаза
Органы осязания у основания коротких усиков чувствительные волоски усики

На основании проведенного анализа сделайте вывод, какой из классов типа Членистоногие наиболее эволюционно продвинут.

Наиболее эволюционно продвинут класс Насекомые.

7. Представьте себе, что вы — врач-анестезиолог (дающий пациенту наркоз перед операцией). Вам необходимо усыпить пчелу. Как вы это сделаете, имея в распоряжении вату и медицинский эфир?

Вату с эфиром необходимо поднести к усикам.

8. Комнатная муха имеет два больших сложных глаза и три простых. Но, несмотря на обилие глаз, муха видит отчетливо лишь на расстоянии 40-70 см. Стрекоза видит дальше — на расстоянии 1,5-2 м, хотя имеет только одну пару сложных глаз. Найдите причину «дальнозоркости» стрекозы, объясните ее.

Глаза стрекозы имеют большие размеры и часто сходятся.

Тестовые задания для самоконтроля

1. Отметьте признак, не характерный для представителей класса Насекомые:

  • а) деление тела на голову, грудь, брюшко;
  • б) наличие крыльев и одной пары усиков;
  • в) наличие трех пар ходильных ног;
  • г) дыхательная система не связана с кровеносной;
  • д) раздельнополость и развитие с полным и неполным превра­щением;
  • е) замкнутая кровеносная система.

2. Жилкование крыльев — это расположение в крыле:

  • а) трахей и нервов;
  • б) нервных окончаний;
  • в) лакун полости тела;
  • г) воскоподобных веществ.

3. Органами выделения у насекомых служат:

  • а) мальпигиевы сосуды;
  • б) жировое тело;
  • в) зеленые железы;
  • г) а + б.

4. Крылья у насекомых расположены на:

  • а) втором и третьем сегментах груди;
  • б) первом и втором сегментах груди;
  • в) брюшке;
  • г) голове.

5. Сколько сегментов образует грудь насекомых?

  • а) 1;
  • б) 3;
  • в) 5;
  • г) 7.

6. Жировое тело насекомых — это:

  • а) депо запасных питательных веществ и ненужных организму веществ;
  • б) орган пищеварения;
  • в) орган размножения;
  • г) орган дыхания.

7. Функции гемолимфы насекомых:

  • а) доставка питательных веществ к органам и тканям;
  • б) удаление продуктов обмена;
  • в) газообмен;
  • г) терморегуляция;
  • д) а + б;
  • е) в + г.

8. Насекомые с полным превращением проходят стадии развития:

  • а) яйцо —» личинка —» куколка —» имаго;
  • б) личинка —» куколка —» имаго;
  • в) яйцо —» личинка —» имаго;
  • г) яйцо —» куколка —» личинка —» имаго.

9. Насекомые с неполным превращением проходят стадии развития:

  • а) яйцо —» личинка —» имаго;
  • б) яйцо —» личинка —» куколка —» имаго;
  • в) яйцо —» имаго;
  • г) яйцо —» куколка —» личинка —» имаго.

10. Куколка — это стадия:

  • а) активного роста и линьки;
  • б) разрушения личиночных органов и замены их органами взрослого организма;
  • в) расселения;
  • г) размножения.

11. Личинка — это стадия:

  • а) активного питания, роста и линьки;
  • б) покоя;
  • в) расселения;
  • г) размножения.

12. С неполным превращением развиваются:

  • а) стрекозы и кузнечики;
  • б) клопы и оводы;
  • в) слепни и медведки;
  • г) бабочки и пчелы.

13. С полным превращением развиваются:

  • а) жуки и бабочки;
  • б) пчелы и стрекозы;
  • в) комары и клопы;
  • г) кузнечики и сверчки.

14. Сосущий ротовой аппарат имеют:

  • а) жесткокрылые;
  • б) двукрылые;
  • в) чешуекрылые;
  • г) перепончатокрылые.

15. Чешуйки бабочек — это:

  • а) сплющенные волоски покровов;
  • б) выросты покровов;
  • в) секреты специальных желез, затвердевающие на воздухе;
  • г) окончания трахей.

16. Ротовой аппарат у гусениц:

  • а) грызущий;
  • б) колюще-сосущий;
  • в) сосущий;
  • г) лижущий.

17. Гусеница — это личинка:

  • а) стрекоз;
  • б) бабочек;
  • в) комаров;
  • г) мух.

18. У бабочек-переливниц цвет крыльев меняется благодаря:

  • а) ребрышкам на чешуйках, преломляющим свет;
  • б) веществам, вырабатываемым в теле бабочки;
  • в) выростам покрова;
  • г) тяжам, образованным хитином.

19. У личинок бабочек имеется:

  • а) три пары грудных конечностей и пять пар брюшных ложно­ножек;
  • б) только три пары грудных конечностей;
  • в) только пять пар брюшных ложноножек;
  • г) четыре пары ходильных ножек.

20. Органы вкуса находятся на конечностях у:

  • а) мух;
  • б) бабочек;
  • в) кузнечиков;
  • г) а + б.

21. Не проходят стадию куколки:

  • а) оводы;
  • б) мухи;
  • в) медведки;
  • г) жужелицы.

22. Общественные насекомые — это те, которые:

  • а) живут семьями и у которых существует разделение труда;
  • б) обитают в жилище человека;
  • в) живут группами в природе;
  • г) нападают на домашних животных.

23. Отметьте, какой процесс в природе проходит без участия насе­комых:

  • а) опыление растений;
  • б) почвообразование;
  • в) звено в цепи питания;
  • г) поставка сырья для промышленности;
  • д) регуляция численности насекомых-вредителей.

24. Рабочие пчелы — это:

  • а) самки, развившиеся из неоплодотворенных яиц;
  • б) самки с недоразвитыми яичниками;
  • в) самцы, потерявшие способность оплодотворять;
  • г) трутни.

25. Как пчелы узнают о местонахождении цветущих растений, имеющих нектар?

  • а) По танцу пчел-разведчиц;
  • б) с помощью усиков;
  • в) с помощью лапок;
  • г) с помощью ротового аппарата.

26. Сколько трутней в семье медоносной пчелы?

  • а) 1;
  • б) 5;
  • в) 20;
  • г) около 300.

27. Пчелиная матка живет:

  • а) около 35 дней;
  • б) 3 месяца;
  • в) около года;
  • г) 4 и более лет.

28. Рабочая пчела живет:

  • а) около 35 дней;
  • б) 3 месяца;
  • в) около года;
  • г) 4—5 лет.

29. Жало пчелы — это:

  • а) видоизмененный яйцеклад;
  • б) видоизмененные ходильные конечности;
  • в) выросты покрова;
  • г) видоизмененные брюшные ножки.

30. Роение — это вылет из улья:

  • а) рабочих пчел для сбора пыльцы и нектара;
  • б) молодой матки вместе с трутнями;
  • в) старой матки с частью рабочих пчел;
  • г) трутней.

31. Для биологического метода борьбы с вредителями посевов ис­пользуются:

  • а) наездники и божьи коровки;
  • б) наездники и майские жуки;
  • в) мухи комнатные и тли;
  • г) трихограммы и слепни.