Тема 10. Класс Паукообразные

1. Из предложенного списка животных подчеркните тех, которые не относятся к классу Паукообразные:

щитень, мокрица, циклоп, клещ, скорпион, паук, сенокосец.

2. Среда обитания паукообразных:

вода, организм, суша (нужное подчеркните).

3. Отметьте признаки, характерные для паукообразных:

  • а) тело состоит из головогруди и брюшка;
  • б) четыре пары ходильных ног и восемь простых глаз;
  • в) пищеварительная система отличается наличием мускулис­той сосательной глотки и слюнных желез, секреты которых расщепляют белки; пищеварение внекишечное;
  • г) наличие паутинных желез, выделяющих паутину;
  • д) дыхательная система представлена легочными мешками или трахеями либо теми и другими одновременно;
  • е) развитие прямое (кроме клещей), откладывают яйца или живородящие;
  • ж) ловчие сети плетут ногочелюстями;
  • з) дышат кислородом, растворенным в воде.

4. Выберите неверное утверждение (нужную букву обведите круж­ком).

  • а) У основания первой пары головогруди пауков имеется ядо­витая железа.
  • б) Легочные мешки пауков — это видоизмененные брюшные конечности.
  • в) Для пауков характерно внекишечное пищеварение.
  • г) Выделительная система пауков представлена мальпигиевыми сосудами.
  • д) Скорпионы — дневные хищники.

5. Рассмотрите рисунок. Сделайте обозначения.

Внутреннее строение паука

  1. головогрудь
  2. брюшко
  3. желудок
  4. сердце
  5. ходильные ноги

Как называется животное, изображенное на рисунке?

Обыкновенный крестовик.

На рисунке видно, что желудок этого животного, в отличие от других членистоногих, имеет множество выростов. Как вы думаете, для чего они нужны?

Для увеличения всасывания.

6. Соотнесите характерные признаки пауков и клещей.

А. Пауки
Б. Клещи
  1. Тело слитное
  2. Тело состоит из головогруди и брюш­ка, соединенных коротким стебельком
  3. Наличие колюще-сосущего хоботка
  4. Первая пара головогруди заканчи­вается острыми коготками
  5. Хищный способ питания
  6. Легочные мешки и трахеи
  7. Дыхание трахейное и кожное

А — 2, 4, 5, 6
Б — 1, 3, 7

7. Если положить на паутину чистую бумажку, паук на нее не от­реагирует. Если же на бумажке была раздавлена муха, то паук нападет на бумажку и опутает ее паутиной. Дайте объяснение этому явлению.

Это связано с тем, что у пауков хорошо развиты органы обоняния.

Тестовые задания для самоконтроля

1. Тело паука имеет отделы:

  • а) головогрудь, брюшко;
  • б) голова, грудь, брюшко;
  • в) голова, брюшко;
  • г) голова, туловище.

2. Паутинные бородавки — это:

  • а) видоизмененные конечности;
  • б) видоизмененные ядовитые железы;
  • в) органы равновесия;
  • г) отверстия в брюшке.

3. Паутина играет в жизни пауков важную роль. С ее помощью пауки:

  • а) добывают пищу;
  • б) расселяются;
  • в) плетут яйцевой кокон;
  • г) а + б + в.

4. Отверстия паутинных желез у пауков находятся:

  • а) у основания ходильных ног;
  • б) у основания первой пары конечностей;
  • в) у основания второй пары конечностей;
  • г) на задней части брюшка.

5. Покровы пауков не смачиваются, потому что внешний слой кутикулы содержит:

  • а) хитин;
  • б) известь;
  • в) жироподобные вещества;
  • г) белки.

6. Смертельным для человека является укус паука:

  • а) домового;
  • б) водяного;
  • в) каракурта;
  • г) тарантула.

7. Живорождение характерно для:

  • а) чесоточного клеща;
  • б) каракурта;
  • в) некоторых видов скорпионов;
  • г) домового паука.

8. Отметьте признаки, характерные для клещей:

  • а) живут всюду, где возможна жизнь;
  • б) обычно мелкие животные;
  • в) головогрудь и брюшко слиты, не сегментированы;
  • г) ротовые органы преобразованы в колюще-сосущий хоботок;
  • д) а + б + в + г.

9. Переносчиком возбудителей заболеваний является клещ:

  • а) почвенный;
  • б) амбарный;
  • в) собачий;
  • г) чесоточный.

10. Возбудителем заболевания является клещ:

  • а) почвенный;
  • б) таежный;
  • в) поселковый;
  • г) чесоточный.